Клирик Тамассоской и Оримийской митрополии Кипрской Православной Церкви, исповедующий священник в женском монастыре святого Иоанна Богослова архимандрит Серафим (Гавриков) рассказал о жизни современного монашества на благословенном «Острове святых» — так называют богатый святынями остров Кипр.
— После долгих веков гонений в 1960 году Кипр обрел долгожданную свободу. В обители вернулись монахи. Полностью ли восстановлена сегодня монашеская жизнь Кипрской Церкви?
— Состояние современного кипрского монашества благополучно во всех отношениях. Население всего Кипра около 800 000 человек — можно сравнить с небольшим российским городом. Действуют 11 мужских и 19 женских монастырей, не считая приписных обителей и подворий. Для небольшой Кипрской Церкви это много.
В отличие от монастырей стран Восточного блока и даже Греции, монастыри Кипра не были лишены государством земельного имущества и недвижимости и по сей день обладают обширными земельными угодьями, благодаря которым существуют. Хорошо известный туристам Кикский монастырь сдает землю в аренду, имеет подворья. Обработкой монастырских угодий занимаются за плату миряне. В некоторых монастырях есть аграрные послушания и у братии.
— Древние монастыри восстановлены в прежнем укладе?
— Во время греческого национального восстания в 1821 году монастыри острова были полностью разорены, игумены казнены, над монахами издевались, многие приняли мученическую кончину от ран. Более ста лет разрушенные обители использовались как приходские храмы, в них не было регулярного богослужения. С возвращением Кипру независимости по инициативе архиепископа Макария были организованы сестричества, которые и восстанавливали древние мужские монастыри, но уже как женские. Поэтому все монастыри на острове сравнительно новые, им несколько десятков лет.
Большое влияние на развитие кипрского монашества оказал приезд на остров владыки Афанасия Лимассольского с Афона. Первоначально он был игуменом в горном монастыре Махерас. При нем в обители был установлен строгий афонский общежительный устав. Позже, уже митрополитом в Лимассоле, он основал несколько женских монастырей, в том числе святого Ираклидия — центр современного женского монашества на Кипре. Это самый крупный наш женский монастырь — в нем несут молитвенные труды более 40 монахинь, что для Кипра нехарактерно много. Обычно в монастыре живет по три-четыре монаха. Лишь в нескольких обителях острова живет по 20 насельников.
— Недостаток опытного духовничества — актуальная проблема для сравнительно молодого русского монашества сегодня. Особенно это ощутимо в женских монастырях. У кого монахини Кипра находят духовную поддержку, кто их учит монашескому деланию?
— Женское монашество на Кипре, как и в Греции, зависит от мужского. С опорой на мужские монастыри основывались женские обители. Община, окормляемая старцем или духовником, становилась монастырем. К примеру, монастырь святого Ираклидия открыт митрополитом Афанасием, игуменья монастыря — его духовное чадо.
— В кипрских монастырях мы встречаем греческую традицию, богатую своим разнообразием в типологии монастырей. Какие уставы преобладают в кипрских обителях? Сильно ли различается жизнь в них?
— Официально все кипрские монастыри являются киновиями. Основное и существенное отличие монастырей — в строгости соблюдения внутреннего общежития. Некоторые обители духовно связаны со Святой горой: либо их духовники жили на Афоне, как митрополит Афанасий (Лимоссольский), либо сохраняют преемственность от афонского монашества. В древнем монастыре Ставровуни сейчас нет афонитов, но были продолжительные периоды в развитии монастыря, когда его игумены и духовники были воспитанниками Святой горы. В этих монастырях строго исполняется суточный круг богослужения, насельники в послушании у игумена, общая трапеза, на которой монашествующие не вкушают мяса (в отличие от русского монашества, в некоторых греческих и кипрских монастырях мясо допускается).
Есть на острове монастыри, в которых богослужебный устав приближен к приходскому — в исполнении внутреннего общежития значительно больше свободы. К примеру, ставропигиальные монастыри святого Неофита и Кикский. На это есть несколько причин. Прежде всего условия, в которых исторически развивалось кипрское монашество. Во времена завоевания Кипра Османской империей на монастыри была наложена не общая подать, а подушная. Каждый монах должен был платить за себя. Монастыри бедствовали и не могли содержать братию, поэтому каждому иноку приходилось добывать себе пропитание и одежду. Монастырь мог обещать только общее богослужение. Иногда и жилье монахи искали сами. Сегодня монастыри предоставляют всё необходимое для жизни в них, но сохраняют, в отличие от нескольких киновий афонского типа, не строгие требования к исполнению общежительного устава.
Некоторые монастыри острова — миссионерские обители. В них расписание богослужения ориентировано на прихожан, и в них занимаются не столько внутренней жизнью монастыря, сколько социальной и просветительской деятельностью. В этих монастырях так же не строго выполняется общежительный устав. И хотя в такие монастыри редко идет молодежь, жаждущая уединенного монашеского подвига, молитвенная жизнь этих обителей продолжается.
— В России всё еще неоднозначное отношение к получению образования монашествующими. Особенно это касается женских монастырей. Имеют ли монахини кипрских монастырей высшее (светское или богословское) образование?
— Среди старшего поколения кипрского женского монашества не много монахинь с высшим образованием. Молодые сестры, напротив, приходят в монастыри, прежде окончив институт. В монастыре святого Ираклидия сегодня большинство сестер с высшим образованием.
— Есть ли ученое монашество на Кипре?
— В понимании русского человека «ученое монашество» — отдельная каста не просто образованных людей, а монахов из среды преподавателей, администрации духовных учебных заведений. Таких у нас на острове нет, но большинство насельников имеет церковное образование: как минимум выпускники местной семинарии святого апостола Варнавы или богословских факультетов Афин и Салоников.
Большие монастыри, как Кикский, посылают послушников без образования на учебу в Грецию и выписывают им даже отдельную стипендию.
— На что послушнику-студенту хватает монастырской стипендии?
— Студенты, присланные в греческие вузы монастырями, живут на полном пансионе: проживают в общежитии и питаются бесплатно. Стипендия у них такая же, как у церковных стипендиатов — иностранных студентов, обучающихся на богословских факультетах в греческих университетах. Она позволяет купить всё нужное для учебы, средства гигиены и одежду. Конечно, в таких условиях новое поколение монахов стремится к получению высшего образования.
— Большинство монастырей в России было открыто в середине девяностых. Монахи столкнулись с проблемой: утеряна монашеская преемственность, опыт приобретается путем проб и ошибок. Возможно, в таких условиях многие захотели бы перенять опыт кипрских обителей. Примут ли монаха из России в кипрский монастырь?
— На Кипре нет национального цензора. В монастыре Махерас жили два русских насельника, позже их забрали на службу в епархию. В небольшом иконописном скиту служит отец Амвросий (Горелов) из Спасско-Мирожского монастыря.Он строит храм в честь святого преподобного Серафима Саровского и пишет иконы в византийском стиле. Правда, пока он один живет.
— В прошлом году в монастыре святого Ираклидия гостила группа румынских монахинь из пяти человек. Сестры объяснили, что монахини из Румынии приехали для изучения греческого языка. Часто ли присылают иноземные монастыри своих насельников?
— Я несколько лет подвизался в монастыре Ватопед на Афоне. У нас была такая практика: к нам присылали монахов из монастырей других стран. Духовник монастыря святого Ираклидия митрополит Афанасий — афонит, поэтому такая практика, думаю, возможна в его монастыре. Недавно к ним ненадолго приезжали из Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. В Кикском сейчас живут монахи из Румынии и даже есть один финн. Можно сказать, что монастыри принимают монахов из зарубежья.
— Сегодня в Русской Церкви идет дискуссия о практике исповеди и причащения среди мирян и монашествующих. Как часто приступают к таинствам в кипрских обителях?
— В монастыре святого Ираклидия следуют духовной традиции старца Иосифа Исихаста — исповедоваться и причащаться стараются как можно чаще. Раз в неделю к сестрам приезжает духовник монастыря митрополит Афанасий (Лимассольский). За каждый свой приезд он, вероятно, не успевает исповедать всех сестер, поэтому, скорее всего, есть череда среди исповедующихся. А причащаются насельницы так же, как в Ватопеде, то есть четыре раза в неделю, после постных дней — во вторник, четверг и субботу, в воскресенье ради дня «воскресного» и по большим праздникам.
Некоторые монахи с осторожностью принимают нововведения митрополита Афанасия, говорят, что он привнес афонские обычаи и новшества, которые не практиковались ранее в монастырях острова: частое причащение и строгую киновию. Среди монашествующих есть сторонники этой новой традиции и не согласные с ней.
— «Ради дня воскресного»... Получается, монахини самого строгого женского монастыря Кипра в субботу накануне причащения не постятся? В русских монастырях обязательно постятся — кто три дня, кто день перед причастием.
В субботу пост бывает только с вечера. Обед подают скоромный, а с вечера те, кто собирается причащаться, едят постную пищу. Это афонская традиция. В Ватопеде у нас вечером подавали блюда с маслом — без рыбы и молочных продуктов.
— Какие еще отличия есть в духовной жизни монастырей Кипра и России?
— На примере монастыря святого Ираклидия можно сказать, что игумения выполняет функцию духовной матери. Она принимает помыслы и может наложить дисциплинарное наказание. К ней обращаются с вопросами, которые в России решаются только на исповеди с духовником. Отчасти это связано с тем, что женские монастыри духовники посещают редко, основной груз духовного руководства лежит в женских монастырях именно на игумениях. По той же причине богослужения суточного круга в монастырях Кипра и Греции часто совершают без священника, беспоповским чином. Священник же приглашается для совершения воскресной или праздничной службы. Монашествующие в этих обителях причащаются редко — по праздникам и воскресным дням.
Даже в монастыре святого Ираклидия, а это самый крупный сегодня на острове женский монастырь, из постоянных служащих всего один священник. Он приезжает по воскресным и праздничным дням, а в будние дни по благословению митрополита Афанасия ради службы приглашаются другие знакомые монастырю священники.
— Русские монастыри, епархиальные или ставропигиальные, находятся в прямом подчинении у своего архиерея, его влияние всегда ощутимо сказывается на жизни монастырей. Как выстроены отношения с епископами в кипрской монашеской традиции?
— Самые независимые монастыри сегодня в Греции. Кроме древних епархиальных, в которых слово архиерея имеет решающее значение, есть монастыри, имеющие лишь юрисдикционное отношение к епархии — исихастерии. Это всегда крепкая монашеская община с духовником-старцем во главе, которая сама купила землю под монастырь, сама всё построила и живет самостоятельной, независимой жизнью. В Греции таких монастырей много, на Кипре я таких не знаю, но всё же наши монастыри значительно самостоятельнее русских в своей внутренней жизни. В духовную жизнь и имущественные вопросы кипрских монастырей архиереи не вмешиваются. Экономические вопросы решает игумен (игумения) и совет монастыря.
Определенная независимость монашествующим необходима. На Кипре далеко не все архиереи прошли монашескую школу и знают особенности монашеской жизни, не все из них своим вмешательством могут привносить пользу в жизнь монастыря, а только те, кто сам прошел хорошую монашескую школу. Поэтому определенная самостоятельность у монастырей должна быть. В Интернете я видел активное обсуждение монашествующими Положения о монастырях и монашествующих и Устава Русской Православной Церкви. Особое внимание привлекла дискуссия об избрании игумена братией монастыря. Игумен по возможности должен избираться братией.
— В России популярны паломничество и трудничество. Чуть ли не каждый верующий хотя бы однажды пробовал потрудиться для монастыря. Приезжает автобус с паломниками в обитель, всех просят помочь, кто как может: в храме, на кухне или территорию прибрать. Этому никто не удивляется, наоборот, рады. Есть ли подобное на Кипре? Может ли русский трудник приехать в кипрский монастырь?
— Трудничество как явление на Кипре отсутствует, в нем нет потребности у монастырей. Временно погостить принимают только потенциальных послушников или тех, кого интересует монашеская жизнь. Далеко не во всех кипрских монастырях есть гостиницы — не все могут принимать гостей.
Студентом я приезжал в Кикский монастырь, трудился на послушании в храме, и за это мне даже выплачивалось некоторое благословение. По сей день Кикский монастырь принимает студентов, в том числе из других стран. Условия же принятия паломника в монастырь в каждом конкретном случае оговариваются отдельно.
— Как исповедуются русские эмигранты, паломники или туристы, которые не знают греческого языка?
— На Кипре проживает очень много русских, выходцев из России и стран СНГ. Те из них, кто не знает греческого или английского — есть еще вариант исповеди на английском, — ищут русскоговорящих священников. Приходы русских священников есть в Лимассоле и около Ларнаки. В Никосии для исповеди обращаются ко мне. Бывало, что чуть ли не жестами объяснялись друг с другом на исповеди, но так, чтобы это было массово — нет, человек, который ищет исповеди, приедет к священнику в любой город или деревню.
— Греческая и русская традиции исповеди и причащения отличаются. Не было ли казусов из-за этого у наших соотечественников?
— В Греции и на Кипре исповедь не привязана к причастию, православные исповедуются гораздо реже, чем причащаются. Нужно признать, что люди, не радеющие о своей духовной жизни, здесь исповедуются очень редко — раз или два в году в лучшем случае. Процент людей с регулярной исповедью и с постоянным духовником невелик.
Многие из русских эмигрантов приходят к Богу уже здесь, на Кипре, и здесь же впервые исповедуются. Они не посещали храма на родине, в кипрских церквах им многое непонятно — трудно разобраться в местном укладе. Поэтому с ними нередки казусы. К примеру, я сталкивался с тем, что некоторые русские женщины, вышедшие замуж за киприотов, никогда раньше не исповедовались, но ходили причащаться. И причащались они до тех пор, пока им кто-то случайно не говорил, что нужно бы сходить и на исповедь. Представьте, они пришли в храм и видят, что все прихожане на Литургии идут к причастию. Их могут спросить: крещеная ли, православная? Услышав утверждение, приглашают к Чаше. Таким образом, местные особенности иногда вводят в заблуждение. Иерей Виктор (Зогий) на лимассольском приходе старается с этим бороться, подвигает новообращенных к регулярной исповеди, за что прослыл излишне строгим.
Русские прихожане оказываются в незнакомой традиции, подражают безо всякого духовного опыта и рассуждения киприотам, и это приводит их к ошибкам в духовной жизни, которых можно было бы избежать.
— Недавно на Кипр обрушился финансовый кризис. Отразился ли он на жизни Церкви и монастырей?
— Кризис коснулся всех. Монастыри — владельцы недвижимости и земли, поэтому все факторы, которые влияют на экономику острова, всегда отражаются на экономическом благосостоянии монастырей.
Последствия кризиса таковы: у высокооплачиваемого духовенства, архиереев и работников епархиальных ведомств урезана зарплата, часть персонала сокращена, доходы монастырей от аренды земли упали. Церковь от людей не отделена, все проблемы людей касаются Церкви.
Духовенство Кипрской Церкви получает три вида заработной платы. Ее размер зависит от полученного пастырем образования: с высшим получают максимальную зарплату, окончившие семинарию — среднюю, у тех, кто без образования, — самую маленькую. Сокращения выплат коснулись тех, кто получал зарплату по высшему разряду. У меня, к примеру, сократили ее на 50 евро, но эта перемена для меня не настолько ощутима, как изменения в жалованье престарелого духовенства. У служащего священника зарплата значительно выше пенсионных выплат, поэтому пожилые пастыри старались служить как можно дольше, чтобы получать и оклад, и пенсию. Теперь их поставили перед выбором: пенсия или зарплата.