выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Общество
Законодательное собрание Санкт-Петербурга
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  16 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Право детей на защиту. О правовой обоснованности ограничения пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних

Ряд субъектов Российской Федерации выступил с законодательной инициативой запретить пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Данный запрет защищает права детей, закрепленные в законодательстве Российской Федерации и в международных актах о правах человека. О новых законопроектах размышляет доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин

16 ноября сего года Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге”». Этот закон дополняет Закон Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» статьями 7.1 и 7.2 следующего содержания:

«Статья 7.1. Публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних

Публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 7.2. Публичные действия, направленные на пропаганду педофилии

Публичные действия, направленные на пропаганду педофилии, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей» (1).

В середине ноября Архангельским областным собранием депутатов во втором, окончательном, чтении был принят областной закон, вносящий изменения в  областной закон «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» и закрепляющий введение штрафов за пропаганду гомосексуализма на территории Архангельской области. Согласно принятому закону, административная ответственность за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних  устанавливается в виде штрафа для граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, для должностных лиц — от двух до пяти тысяч рублей, для юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей. В случае повторения указанных действий в течение одного года устанавливается штраф для граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей, для юридических лиц — от двадцати до пятидесяти тысяч рублей (2).

С 2006 года законодательный запрет такого рода действует в Рязанской области. Статья 4 «Недопущение публичных действий, направленных на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних» Закона Рязанской области «О защите нравственности и здоровья детей в Рязанской области» от 03.04.2006 № 41-ОЗ гласит:

«Публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства), не допускаются» (3).

Указанный закон явился предметом жалобы нескольких идеологов гомосексуализма в Конституционный суд Российской Федерации, который в своем определении от 19.01.2010 № 151-О-О/2010 отказал в принятии этой жалобы к рассмотрению.

Ключевыми аргументами данного определения Конституционного суда РФ явились нижеследующие:

«…само по себе установление административной ответственности законом субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан… семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Регулируя отношения, возникающие в связи с реализацией гарантий прав и законных интересов детей как представителей молодого поколения Российской Федерации, федеральный законодатель исходит из того, что законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность и что целью государственной политики в интересах детей является в том числе защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”). Пункт 1 статьи 14 названного Федерального закона прямо предусматривает обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

В соответствии с указанными требованиями законодатель Рязанской области установил меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Рязанской области, в том числе в виде запрета совершать публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (статья 4 Закона Рязанской области “О защите нравственности детей в Рязанской области”). Сам по себе запрет такой пропаганды — как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений, — среди лиц, лишенных в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан…

Законы Рязанской области “О защите нравственности детей в Рязанской области” и “Об административных правонарушениях” не закрепляют какие бы то ни было меры, направленные на запрет гомосексуализма или его официальное порицание, не содержат признаков дискриминации, по своему смыслу не допускают избыточные действия органов публичной власти. Соответственно, оспариваемые заявителями положения данных законов не могут рассматриваться как несоразмерно ограничивающие свободу слова» (4).

Тем не менее законодательные инициативы Санкт-Петербурга и Архангельской области вызвали шквал агрессивных заявлений организаций гомосексуалистов с ложными обвинениями в антиконституционности, в нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Обсуждаемый запрет никоим образом не посягает на права гомосексуалистов, но защищает права несовершеннолетних, закрепленные в международных актах о правах человека и в Конституции Российской Федерации. Не существует никакого «права» гомосексуалистов навязывать гомосексуализм подрастающему поколению. Требования организаций гомосексуалистов дать им возможность пропагандировать гомосексуализм детям посягают на права и свободы человека.

Пропаганда гомосексуализма несовершеннолетним противоречит требованиям общественной нравственности. Как указывается в пункте 2 Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990): «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» (5).

Именно этими качествами детей цинично пользуются организаторы гей-парадов, навязывая им посредством таких мероприятий разрушительные психологические установки и аморальные ценностные ориентации, совершая над ними психологическое насилие. Навязчивая пропаганда среди детей гомосексуализма в качестве нормального и даже элитарного образа жизни, как нормы сексуальных отношений и сексуального поведения противоречит требованиям защиты общественной нравственности, закрепленным в целом ряде международных актов о правах человека (6).

Речь в данном случае идет о совершении интеллектуальных форм развратных и растлевающих детей действий. В международных документах по правам человека  признается обоснованность выделения такой интеллектуальной (нефизической) составляющей воздействия. Например, согласно пункту 18 статьи 11 Общей рекомендации № 19 «Насилие в отношении женщин», принятой Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин на Одиннадцатой сессии (1992 год), под сексуальными домогательствами могут пониматься, в частности, реплики с сексуальным подтекстом, показ порнографических материалов, сексуальные притязания в форме высказываний (7).

Многие дети, имеющие сложившиеся представления о нравственности и семейных ценностях своей семьи и своего народа, обоснованно воспримут пропаганду гомосексуализма, тем более публично навязываемую им в агрессивной форме, как намеренное жестокое и унижающее их человеческое достоинство обращение.

Пропаганда гомосексуализма среди детей является жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением с детьми, нарушает нормы международного права и законодательства Российской Федерации, в том числе: статью 5 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающую, что никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению; статью 7 Международного пакта о гражданских и политических правах; статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; Конвенцию ООН о правах ребенка от 20.11.1989; Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия от 25.10.2007, вступает в противоречие с принципами, изложенными в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1530 (2007) от 23.01.2007 «Дети-жертвы: пресечение всех форм насилия, эксплуатации и жестокости», Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1371 (1998) от 23.04.1998 «Жестокое обращение с детьми и безнадзорность детей», Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1065 (1987) от 06.10.1987 «О торговле детьми и других формах эксплуатации детей», Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1307 (2002) от 27.09.2002 «Сексуальная эксплуатация детей: полная нетерпимость», Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1099 (1996) от 25.09.1996 «О сексуальной эксплуатации детей», Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы № 874 (1979) от 04.10.1979 «О Европейской хартии о правах ребенка», Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам № R(91)11 от 09.09.1991 «О сексуальной эксплуатации, порнографии, проституции, торговле детьми и молодежью», Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам № Rec(2001) 16 от 31.10.2001 «О защите детей от сексуальной эксплуатации».

В соответствии со статьей 34 Международной конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, государства-участники обязаны принимать все необходимые меры для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности (8). Принудительная пропаганда гомосексуализма среди детей совершенно определенно является склонением и (или) принуждением ребенка к незаконной сексуальной деятельности.

В законодательстве зарубежных стран есть множество примеров законодательного запрета осуществления в школах пропаганды гомосексуализма,  изображающей гомосексуализм в качестве позитивного альтернативного образа жизни и стимулирующей интерес к гомосексуализму (пункт «c» секции 15-716 «Просвещение по вопросам синдрома приобретенного иммунодефицита; Департамент помощи» («Instruction on acquired immune deficiency syndrome; department assistance») статьи 1 «Учебный план» («Curriculum») главы 7 «Обучение» («Instruction») Титула 15 «Образование» («Education») Свода законов штата Аризона (США) 2010 г.; пункт 2 секции 363A.27 «Законотворчество» («Construction of Law») главы 363A «Права человека» («Human Rights») Свода законов штата Миннесота (США) 2010 г.).

Более того, есть примеры закрепления требования информировать школьников о том, что гомосексуализм не является социально приемлемым образом жизни и пресекается государством  (пункт 8 секции 163.002 «Элементы обучения» («Instructional elements») главы 163 «Образовательная программа по профилактике сексуального поведения и употребления наркотических веществ» («Education program about sexual conduct and substance abuse») Титула 2 «Здоровье» («Health») Кодекса здоровья и безопасности (Health and safety Code) Свода законов штата Техас (США) 2009 г.; подпункт 8 пункта «с» секции 16-40A-2 «Минимальное содержание, которое должно быть включено в программы полового воспитания в школах» («Minimum contents to be included in sex education program or curriculum») главы 40А «Ответственное сексуальное поведение и предотвращение незаконного употребления наркотиков» («Responsible sexual behavior and prevention of illegal drug use») Титула 16 «Образование» («Education») Свода законов штата Алабама (США) 2009 г.).

Таким образом, обсуждаемый запрет пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних можно считать вполне правомерным и обоснованным.

Пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних и пропаганда педофилии являются крайне серьезными вызовами современному обществу. Государство должно предпринимать самые жесткие меры, чтобы пресекать подобного рода пропаганду.

Примечания:

1. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге"

2. новость от 17.11.2011

3. скачать Закон " О защите нравственности и здоровья детей в Рязанской области" .

4. Определение Конституционного суда РФ от 19.01.2010 № 151-О-О/2010 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алексеева Николая Александровича, Баева Николая Викторовича и Федотовой Ирины Борисовны на нарушение их конституционных прав статьей 4 Закона Рязанской области “О защите нравственности детей в Рязанской области” и статьей 3.10 Закона Рязанской области “Об административных правонарушениях”»

5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

6. В частности, справедливым требованиям морали и общественного порядка в демократическом обществе — пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948

7. General recommendations made by the Committee on the Elimination of Discrimination against Women

8. Конвенция о правах ребенка


16 декабря 2011 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи