выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Рецензии
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Судьба священника

В пасхальные дни состоялась премьера нового художественного фильма режиссера Владимира Хотиненко «Поп», снятого по одноименному роману Александра Сегеня. Фильм создан кино-телекомпанией «Православная энциклопедия» при участии Первого канала и киностудии «ХХ век ФОКС» и основан на документальных материалах. В главных ролях — Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Мы публикуем первые мнения о новом фильме.

Игровой фильм с православным священником в качестве главного героя, как правило, оказывается зрелищем не для слабонервных. Для человека воцерковленного — особенно. Экранные священники в большинстве своем выглядят ряжеными, говорят елейными голосами с неестественными интонациями. Актеры, даже и даровитые, исполняя роли батюшек, почему-то цепенеют, деревенеют и начинают неубедительно подделываться под достаточно абстрактное, если не сказать фантастичное, представление о священстве. Возникают очень далекие от реальности образы. В этом смысле фильм «Поп», на мой взгляд, абсолютная удача. Актеру Сергею Маковецкому хватило тонкости, душевного такта и таланта, чтобы создать образ священника, который не только не раздражает, а, напротив, берет за душу.

Два центральных персонажа — отец Александр (Сергей Маковецкий) и матушка Алевтина, сыгранная Ниной Усатовой, — держат на себе весь фильм. На примере этой пары создатели картины рассказывают о драматичной судьбе православного священства, оказавшегося между молотом и наковальней двух властей, советской и фашистской. Каждая пытается использовать Православную Церковь. А деревенский поп, отсидевший в сталинских лагерях и смиренно несущий свое служение, ведет тонкую игру с обеими властями. При этом он умудряется создать приход, привести людей в Церковь, поддержать духовно и физически наших солдат, попавших в немецкий лагерь для военнопленных. И все это под ежечасной угрозой и со стороны фашистов, и со стороны партизан, для которых поп ненавистен не меньше, чем немцы и полицаи.

Маковецкий поразительно точно играет то, что сыграть, кажется, невозможно — спокойную приверженность своего героя правде Христовой, твердую и непоколебимую веру. Разумеется, все это прежде было замечательно прописано в книге Александра Сегеня, которая легла в основу фильма. Самое впечатляющее в образе отца Александра то, что он не боится за себя. Не боится смерти, лагерей, пыток, более того, радостно готов к мучениям. Это малодоступно для понимания современного человека, но это убеждает и наполняет уважением, даже некоторой «духовной» завистью.

Создав вместе с актерами замечательные образы отца Александра и матушки Алевтины, режиссеру Владимиру Хотиненко оставалось лишь, что называется, не испортить впечатления. Во многом ему это удалось. Хотя некоторые эпизоды представляются излишне мелодраматичными, а иные — слишком прямолинейными. Очень показателен предфинальный эпизод, когда отца Александра арестовывают и увозят в грузовичке, а его приемные дети смотрят ему вслед, стоя на крылечке дома. Маленькие артисты, исполнители детских ролей, старательно расставленные режиссером в рядок, явно не знают, как себя вести в этой сцене. Зато ее буквально вытягивает Сергей Маковецкий — одним только взглядом на крупном плане. И как же много говорит этот взгляд…

Все же нельзя не испытать благодарности режиссеру за его «гражданский подвиг». Он не побоялся войти в решительное противоречие с основными тенденциями современного российского кинематографа. Кинематограф этот сосредоточен исключительно на негативной стороне жизни, он не любит своих героев, не любит жизни и боится ее, он равнодушен к зрителю. И еще по своему настрою он, в основном, антиклерикален. Противопоставить всем этим тенденциям такую картину как «Поп» — это поступок.

Есть все основания надеяться, что фильм эмоционально воздействует на зрителей, не ориентирующихся в церковной проблематике. В конце концов, православные христиане могут и не принять этот фильм, но их мировоззрение от этого не пострадает. Зато люди непросвещенные хоть что-то узнают о Псковской миссии, о том подвиге, который, незнаемо для большинства, совершала Православная Церковь и ее священство. А клевета, десятилетием сопровождавшая и Церковь, и ее служителей, которых обзывали фашистскими прихвостнями, будет хоть отчасти потеснена правдой, рассказанной в фильме. И таким образом, надеюсь, картина выполнит и миссионерскую задачу.
 

Валерия Горелова
10 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи