выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Репортажи
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

XVII Международные Рождественские чтения прошли в Москве 15–17 февраля

В этом году тема чтений — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». В форуме приняли участие делегаты из большинства епархий Русской Православной Церкви.

Церемония открытия Рождественских чтений состоялась в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Ее возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии чтений также присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Перед собравшимися выступил Святейший Патриарх Кирилл. В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви заявил: «У нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами… если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта».

Говоря об образовании, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности». Предстоятель разъяснил церковную точку зрения на преподавание основ православной культуры. Во-первых, это добровольность изучения религиозной культуры, в сочетании с правом отказаться от этого предмета в пользу уроков светской этики для неверующих школьников. Во-вторых, это качественная подготовка педагогов: они должны пройти обучение в признанных центрах высшего образования или повышения квалификации, при участии соответствующих религиозных общин. Важной составляющей являются также учебные пособия, через которые «верующим людям надо уметь корректно представить… свои взгляды не только самим себе, но и приверженцам других убеждений». По мнению Патриарха Кирилла, диалог облегчает общая задача Церкви и светской педагогики: «воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».

После выступления Святейшего Патриарха состоялось награждение победителей конкурса «За нравственный подвиг учителях — 2008». Этот конкурс уже в третий раз проводят совместно Московский Патриархат и Министерство образования и науки РФ.

Затем с докладом выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он сообщил о новациях в области высшего образования и научной деятельности, пообещав выпускникам духовных вузов предоставить возможность в будущем защищать кандидатские и докторские диссертации по светским специальностям и получать государственные дипломы. «Мы готовы расширить возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций для выпускников духовных образовательных учреждений по светским научным гуманитарным специальностям — истории религиозных учений, конфессиональной психологии и педагогике, социологии духовной жизни, философии и религии», — сказал министр. Кроме того, в перспективе было обещано открытие диссертационных советов при духовных образовательных учреждениях, в соответствии со всеми требованиями ВАК.

Министр напомнил о том, что в феврале 2008 года был принят федеральный закон, согласно которому духовные вузы получили возможность государственной аккредитации своих образовательных программ и выдачи дипломов государственного образца.

Завершая доклад, министр образования отметил совпадение мнений в области образования по многим позициям со священноначалием Русской Православной Церкви.
В докладе президента Российской академии образования Николая Никандрова были проанализированы законодательные основания для преподавания в школе основ религиозной культуры. «В православном вероучении нет положений, которые бы противоречили идеологии нынешней России», — отметил докладчик.
Пленарное заседание завершилось выступлением руководителя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрита Иоанна (Экономцева). Он подвел итоги работы отдела за 17 лет. Была также обнародована программа работы на будущее. Среди основных направлений — создание системы экспертной оценки всех учебных пособий по ОПК и развитие епархиальных отделов образования.

По окончании пленарного заседания состоялся концерт. В следующие дни работа чтений проходила по секциям и направлениям.
 

27 февраля 2009 г.
Ключевые слова: ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи