выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Репортажи
Храм во имя великомученика Георгия Победоносца на Белорусском вокзале
ЖМП № 4 апрель 2012 /  5 апреля 2012 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Вокзал для двоих: путник наедине с Богом

Вечная вокзальная суета. Плотные людские потоки текут с перронов дальних поездов и, смешиваясь с ручейками сошедших с электричек пассажиров, исчезают в дверях станции метро. Постоянные объявления по вокзальному радио, выкрики уличных продавцов, облаченные в засаленных куртках зазывалы на такси. И вдруг в этой круговерти — звуки молитвы. Сначала едва слышные, в которых еле угадываются фразы и отдельные слова. Потом понимаешь, откуда звучит аудиозапись, и уверенно идешь на звук. И вот двери, за которыми привычный запах ладана, огоньки свечей… «Поезд номер такой-то отправляется, провожающие, проверьте, не остались ли у вас документы отъезжающих!» — доносится внутрь часовни очередное объявление, усиленное динамиками. Необычные ощущения! Пока, надеемся, необычные, ведь когда же еще и помолиться православному человеку перед дальней дорогой, если не перед посадкой на поезд, в самолет, в междугородний автобус, на круизный корабль?!

В дорогу с Богом

Совместной программе Русской Православной Церкви и железнодорожного ведомства «В дорогу с Богом» второй десяток лет. По одной из версий, родилась эта идея спонтанно. Как-то в одном из зарубежных аэропортов пересеклись пути приснопамятного Патриарха Алексия II и занимавшего тогда пост министра путей сообщения Николая Аксененко, и путники, увидев в углу аэровокзала изящное помещение для молитв христиан, задумались: почему бы не оборудовать нечто подобное в России? Теперь часовни и небольшие храмы есть не только во многих российских аэропортах, но и на крупных железнодорожных станциях, а первенцем стал Павелецкий вокзал. Освященную 20 августа 2001 года часовню не случайно посвятили святителю Митрофану Воронежскому: Воронеж — крупнейший транспортный узел на Павелецком направлении, а этот святой — один из покровителей юга России.


Здесь всегда людно. Девушки из хабаровской баскетбольной команды, столпившись у витрины, выбирают маленькие подсвечники: «Мамам в подарок…» — и торопятся на аэроэкспресс. Дама средних лет замерла перед иконой Иверской Божией Матери, долго крестится.


«Здесь я впервые, — признается нам Наталья Кузнецова уже на выходе из часовни. — Сегодня мне на самом деле нужно было помолиться, а в суете чужого города и в предотъездной суматохе смогла побывать только в вокзальной часовне. Очень удобно, жаль, у нас в Саратове такого нет…»


Часовня Митрофана Воронежского на редкость удачно расположена: на самом перекрестье пассажирских потоков, меж выходом из станции метро «Павелецкая» (радиальная) и турникетно-кассовым терминалом. Увы, ее часы на этом намоленном месте сочтены. На вокзале в решающую стадию вступает затянувшаяся модернизация, и по планам филиала ОАО «РЖД» — Дирекции железнодорожных вокзалов — часовне сужден переезд в зал ожидания на втором этаже. «Данное размещение является наиболее оптимальным, часовня будет расположена в зале с хорошим обзором, что обеспечит дополнительный приток пассажиров и посетителей вокзального комплекса», — уверен начальник дирекции Сергей Абрамов.


Возможно, по железнодорожной логике «хороший обзор» играет первостепенную роль. Но то, что он не решает всех проблем автоматически, прекрасно иллюстрирует Белорусский вокзал. Здесь в зале ожидания для пассажиров дальних поездов, расположенном в так называемом новом (построенном в 1980-е годы) здании, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне поставили храм во имя святого Георгия Победоносца. Поставили в буквальном смысле: храмовая конструкция с собственными стенами и кровлей расположена прямо под вокзальной крышей. Выглядит, ничего не скажешь, красиво. Только от основных пассажирских потоков уж больно далеко, и храм этот, не разыскав прежде большую вокзальную схему, нипочем не найдешь.


«Я с Белорусского вокзала часто домой уезжаю, — признается работник московского частного охранного предприятия Александр Вильчинский, живущий на Брянщине. — Но в этом храме оказался впервые. Много раз видел его со стороны зала ожидания и думал, что он закрыт. А вход-то, оказывается, с противоположной стороны…»


«Поток нерегулярный, — подтверждает сотрудница храма инокиня Антонина (Баранова). — По утрам и вечерам почти никого нет, в основном люди приходят в разгар рабочего дня». А вот и одна из таких «нерегулярных» посетительниц — Мария Корожаева, родом из Осетии. Мария уже восемь лет живет в столице. Уезжает к родным?


«Вовсе нет, — удивляется нашим расспросам молодая женщина. — Просто я работаю в офисе недалеко от вокзала. Вообще-то меня отправили деньги с карточки снять, но банкомат я не нашла, а вместо него нашла храм. До этого момента здесь была всего однажды. Раз уж пришла, решила поблагодарить Бога, что мы живы, что наступила весна, что мир на дворе…»


Не помолившись Богу, не езди в дорогу

Такая пословица была прежде в ходу у русского народа. Недаром на воротах загородных усадеб неизменно располагали икону Спасителя. Со временем этот обычай перешел и на городские врата. Сначала на самые что ни на есть обычные посадские, а потом и на «ворота» в переносном смысле — те, что встречают путников, прибывающих по железной дороге.


Вокзальное зодчество как ни с чем не сравнимый архитектурный жанр возникло в России во второй половине XIX века, окончательно же сформировалось около ста лет назад. Именно тогда были построены основные головные вокзалы в обеих российских столицах, большинство из которых (хотя и со значительными переделками) дошло до нас. Вполне естественно, что во всех этих зданиях предусматривались помещения для православных храмов. К сожалению, многочисленные реконструкции и капитальные ремонты советских десятилетий не оставили ничего ни от их интерьеров, ни в подавляющем большинстве от самих этих объемов.


Киевский вокзал — счастливое исключение. Возможно, потому, что зодчий Иван Рерберг спроектировал храм в изолированном от остальной вокзальной жизни помещении: стройной 51-метровой башне, зрительно напоминающей колокольню. Уже семь лет здесь, в храме Киево-Печерской иконы Божией Матери, снова служится Литургия. Правда, снаружи теперь ничего не говорит о богослужебном характере постройки: выходящее на площадь Европы храмовое здание украшают банальные часы. А ведь до революции наверху наряду с российским гербом — двуглавым орлом — красовался православный крест.


Особая стезя у Ярославского и Казанского вокзалов. Расположенные на площади, в самом названии которой намертво впечаталась железнодорожная тема, эти комплексы по традиции притягивают разнообразный, как прежде говорили, неблагонадежный элемент: бродяг, карманников, малолетних беспризорников. Не минует этот крест и вокзальные храмы.


«Только вчера целый день разбирались с юношей с Дальнего Востока. Приехал в Москву устраиваться на работу, остался без копейки, — рассказывает сотрудница часовни Преподобного Сергия Радонежского на Ярославском вокзале Зинаида Галушкина. — Заходят обворованные, обмороженные, больные. Жаль, мало о нас информации в залах ожидания. Вокзал-то огромный, и пассажиры, привыкшие входить со стороны железнодорожных путей, зачастую о нас не подозревают…»


Призывай Бога на помощь, а Святого Николая в путь

Ситуация же с Ленинградским вокзалом переходит все разумные грани. Когда это сооружение находилось в ведении Октябрьской железной дороги, тамошнее руководство и слышать не желало о размещении часовни, заявляя, будто подобные шаги противоречат Конституции Российской Федерации. С созданием же отдельной Дирекции железнодорожных вокзалов во исполнение распоряжения президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина та обязалась предоставить Церкви для размещения часовни помещение площадью 53,4 км2. Место отвели неплохое — в 1-м, историческом зале ожидания, прямо возле входа со стороны площади. Вот только метры эти уже заняты коммерческой фирмой — обществом с ограниченной ответственностью «Леон», которое сдает их в субаренду торговцам «Товарами в дорогу» и «Подарками», причем договор аренды у «Леона» истечет только летом 2013 года.


Если верить официальным документом РЖД, помещение для размещения часовни в 1-м зале ожидания Ленинградского вокзала должно быть предоставлено «ориентировочно в первом квартале 2012 года»1. Естественно, не просто так: начальник службы управления имуществом Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Виктор Головченко официально обещал пересмотреть арендное соглашение с «Леоном» «с предоставлением контрагенту равнозначных помещений». «Торговля съедет уже 5 марта!» — уверяет корреспондента ЖМП заместитель Виктора Головченко Анна Демичева.


Свежо, как говорится, предание. И 5 марта уже миновало, и первый квартал 2012 года на исходе, а арендатор как сидел в облюбованном закутке, так и сидит. «Любезные, говорят, вас перевести куда-то собираются?» — спрашиваю у продавщицы «ИП Назарян А.Г.», как написано на табличке у входа. Та только испуганно хлопает ресницами: ничего, мол, не слышала, ничего не знаю.


«Первый московский вокзал, спроектированный великим зодчим Константином Тоном, пожалуй, самый невезучий, — считает главный редактор Издательства Московской Патриархии (в структуре которого действуют все храмы при московских вокзалах) протоиерей Владимир Силовьев. — Он — единственный в столице — называется по имени несуществующего поселения, куда сегодня нельзя отправиться по железной дороге (ведь города под названием Ленинград нет). Этот вокзал даже вполне официально успел в течение трех часов побыть Николаевским, после чего власти отыграли ситуацию с его названием обратно. Вскоре после того произошла трагедия со скоростным поездом «Сапсан». Совпадение? Возможно. Но проволочки с открытием храма-часовни во имя Святителя Николая, которому испокон века молились все путники в нашей стране и где можно было бы служить Литургию, простым совпадением не объяснить. Видимо, не все в железнодорожном начальстве понимают, что подобные элементы не абстрактные объекты розничной торговли, а части как физической, так и духовной безопасности людей (пассажиров в первую очередь, да и железнодорожного персонала тоже). Да и вокзал, если начистоту, давно пора переименовать — вернее, вернуть ему историческое название. Допускаю, что немногие сограждане помнят сегодня об императоре Николае I и в состоянии адекватно оценить его роль в нашей истории. Зато сегодня название вокзала «Николаевский» воспринималось бы и пассажирами, и православным людом, да и вообще всеми москвичами как память великого угодника Божия! Надеюсь, новоизбранному Президенту России Владимиру Путину это переименование окажется по силам».

"Христианское служение на вокзалах - миссия наших дней"

Комментарий священника Алексия Кузьмичева, клирика храма Святого Георгия Победоносца на Белорусском вокзале

Специфика нашего служения – прежде всего люди, с которыми сталкивается священник. В первую очередь это пассажиры, приезжающие и уезжающие в другие города и страны с разными житейскими потребностями, нуждами, скорбями. И очень хорошо, что каждый человек, попавший в такую ситуацию, может зайти в храм и помолиться.


В дороге обстоятельства могут сложиться так, что пассажир вынужден пропустить редкую службу, которая бывает только несколько раз в году. В этом году, к примеру, в вокзальном храме мы служили Великий покаянный канон Андрея Критского, и было отрадно видеть людей, которые тоже получили возможность  помолиться.


Среди посещающих богослужения есть и такие, кто потерялся по ряду жизненных ситуаций и ищет какую-то возможность вернуться к себе на Родину. Надеюсь, служение священника приносит им хоть малую пользу в достижении данной цели.


Наконец, с Белорусского вокзала идут поезда в Польшу, Францию, Германию, Чехию, и для людей инославного вероисповедания храм Святого Георгия Победоносца становится последним светильником православной веры на русской земле. Церковь на вокзале становится не только местом, где собираются верующие Православной Церкви, но местом служения и проповеди для каждого, кто ищет Господа.

Справка

Храмы и часовни на московских вокзалах открыты ежедневно с 8 до 20 часов.

 

 

5 апреля 2012 г. 14:50
Ключевые слова: храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи