выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Репортажи
Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне
ЖМП № 8 август 2011 /  2 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Сохранить исконное предназначение Афона

Святая Гора находится в самом центре бурного «житейского моря» - современной Европы. И пока монахи ведут невидимую брань, мирское сообщество борется с искушением раскрыть тайну Афона, преодолев его обособленность. Эта тенденция, несомненно, разрушительна, так как со временем неизбежно приведет к тому, что монашеская республика станет частью современного секулярного мира.

Способы защиты Святой Горы от вмешательства в ее внутреннюю жизнь обсудили на конференции «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», которая была организована общественным форумом «Диалог цивилизаций» при участии Фонда апостола Андрея Первозванного.

Конференция, которая прошла в Зальцбурге 8-9 июля, собрала экспертов со всего мира. Так, среди принимавших участие во встрече были экс-генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, принцесса Катарина Сербская (Великобритания), князь Георгий Юрьевский (потомок царской фамилии Романовых) из Швейцарии, представители общества «Друзей Афона» из Оксфорда, Института православных христианских исследований из Кембриджа, Амстердамского Центра восточно-православного богословия, Римско-Католической и Англиканской Церквей, деловых кругов и научного сообщества, священнослужители Русской, Грузинской и Константинопольской Православных Церквей, насельники монастырей Святой Афонской Горы.

Помочь людям постсекулярного мира услышать голос Афона», - так обозначил основную задачу форума президент-основатель МОФ «Диалог цивилизаций», председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, выступая на открытии конференции. По его мнению, сегодня особенно важно «понять ценность опыта и сохранить исконное предназначение Святой Горы как высокого духовного ориентира для современной Европы».

"При том, что говорится очень много о свободе вероисповедания, духа, о правах меньшинств, - раздаются возгласы, что традиции Афона в современной Европе не приемлемы, раздаются призывы превратить Святую Гору в подобие некоего музея, куда открыт вход всем желающим", - подчеркнул Владимир Якунин.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион направил участникам встречи в Зальцбурге приветствие, в котором отметил: «Осознание вклада Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию подводит нас к важной задаче сохранить для будущих поколений уникальный мир Святой горы, который созидался руками многонационального монашеского братства, с его особым укладом жизни, с разнообразием монашеских подвигов, с его теплым гостеприимством к паломникам и строгим внутренним безмолвием».

Игумен Ватопедского монастыря на Афоне, архимандрит Ефрем (Кутсу) посвятил свое выступление осмыслению миссии Афона в современном мире. По словам старца, основное предназначение Афона заключается в том, чтобы «выращивать истинных людей по подобию Божию, то есть святых, культивируя и распространяя в мире живую традицию обожения». Отец Ефрем рассказал, что сегодня важной составляющей служения афонских монахов является прием паломников, в каждом из которых монахи видят образ Божий и всячески пытаются служить им. Важным деланием монахов является духовное окормление и оздоровление людей, прибывающих в Афонские монастыри. Прием паломников осуществляется на безвозмездной основе. Пример бескорыстного служения и любви, являемый в афонских монастырях, может служить «духовной росой для того, чтобы жизнь в нашем мире стала лучше и гуманнее».

Особый интерес участников конференции вызвала тема исихастской традиции, центром которой исторически являлась и продолжает быть Святая Гора. Как отметил в своем докладе известный философ Сергей Хоружий, «афонский исихазм – не только историческое наследие православия, но и существенный, далеко не исчерпанный ресурс православного сознания и каждого православного человека в его духовной и социальной жизни, в его поисках ответа на вызовы современности». По мнению ученого, связанная с афонским исихазмом интеллектуальная традиция способна внести большой вклад в осмысление концепции человека, в понимание его сути и  назначения, что в настоящее время является одной из насущных задач европейского разума.

Директор Амстердамского центра восточно-православного богословия Михаил Баккер обратил внимание на то, что Святая Гора не может сегодня восприниматься как некий музей, поскольку Афон, прежде всего, это живая традиция. Он отметил важность такого антропологического понятия, хранимого на Афоне, как «духовный интеллект». На Западе данное понятие заменил разум.

Председатель Христианско-демократического движения Словакии, бывший еврокомиссар по науке, образованию и культуре Ян Фигель отметил, что Европа - это больше, чем просто общий рынок, ей для успешного развития необходимо осознавать свои культурные корни, которые как мозаика складываются из разных духовных традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит Афону.

Президент Фонда Андрея Первозванного Сергей Щеблыгин рассказал о значимости связей России с Афоном и назвал монашескую республику «духовной родиной» для русской культуры. Так, на Афоне принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский. Из Ватопеда прибыл в Московию для перевода греческих книг преподобный Максим Грек. С Афоном связаны судьбы писателей Андрея Муравьева, Константина Леонтьева, Бориса Зайцева, творчество ученых и подвижников архиепископа Василия (Кривошеина) и архимандрита Софрония (Сахарова), священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова, Алексея Лосева. Именно поэтому для современной России так важно не прерывать духовную связь с Афоном. Сергей Щеблыгин отметил, что по инициативе Фонда Андрея Первозванного с Афона в Россию были принесены мощи апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, также фонд оказывает помощь Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю и организовывает паломнические поездки.

Участникам конференции была представлена уникальная выставка фотографий Афона. На ней были представлены работы из альбома великого князя Константина Константиновича Романова, сделанные в фотомастерской Свято-Пантелеймонова монастыря в конце XIX века и современные фотографии, снятые насельниками Ватопедского монастыря. Перед гостями выступили Византийский хор «Тропос» с исполнением афонских песнопений, а также ансамбль русской духовной музыки «Светилен». 9 июля в храме Румынской Православной Церкви в Зальцбурге была совершена Божественная литургия по афонскому чину, которую возглавил архимандрит Ефрем (Кутсу).

Одной из главных тем форума стал нынешний и будущий статус Святой Горы Афон в Европейском союзе. Особое положение этой территории закреплено в конституции Греции, и при вступлении страны в Евросоюз чиновники в Брюсселе пообещали учитывать этот статус. Однако в 2001 и 2004 годах Европарламент выступил с призывами «снять запрет на посещение женщинами Горы Афон», что вызвало тревогу среди Афонских монахов. В ходе работы конференции были представлены юридические основания, ссылаясь на которые можно аргументировать традицию «аватона», согласно которой на Афон не допускается лица женского пола.

Одним из важных итогов конференции стала идея создания особого сетевого сообщества по поддержке Афона в рамках не только Евросоюза, но и большой Европы, которую предложил представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях в Брюсселе протоиерей Антоний Ильин. Формат сообщества подразумевает постоянное общение экспертов и аналитиков по вопросам правовой поддержки Святой Горы, а также создание интернет-сайта.

Конференция стала площадкой, на которой представители западного мира  смогли услышать и понять на примере опыта и традиций Святой Горы Афон своеобразие духовной культуры восточного христианства.

Алексей Паршинцев
2 августа 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи