C 20 по 24 января в Москве проходила XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Зимняя сессия форума посвящена 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Торжественное открытие конференции возглавил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Перед началом первого пленарного заседания митрополит Кирилл посетил церковь Святителя Николая в Кузнецах, расположенную рядом с главным корпусом Свято-Тихоновского университета, и поклонился храмовым святыням.
Затем в актовом зале началась работа зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции. Членами президиума первого пленарного заседания стали ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, начальница Марфо-Мариинской обители милосердия Наталья Молибога.
Открывая форум, протоиерей Владимир Воробьев рассказал собравшимся об истории создания Свято-Тихоновского университета, а также поделился воспоминаниями о том, как в 1992 году прошла первая конференция — тогда чтения были посвящены памяти протоиерея Всеволода Шпиллера. В них принял участие Святейший Патриарх Алексий. В течение семнадцати лет по итогам работы каждой конференции выходит сборник докладов, прозвучавших на форуме. К настоящему времени число докладов достигло нескольких тысяч. В рамках Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета проходят тематические секции, круглые столы, объединяющие творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук из академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству.
Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем выступлении рассказал о своем личном знакомстве с протоиереем Всеволодом Шпиллером, с которым он однажды беседовал об истоках экуменизма. По словам митрополита Кирилла, для него это было очень важно, потому что он, будучи тогда совсем молодым человеком, нуждался в интеллектуальной поддержке тех людей, которые лучше знали и понимали, что происходило и происходит с современным христианством.
Далее митрополит Кирилл говорил о протоиерее Иоанне Мейендорфе и об отце Александре Шмемане. «Обмен мнениями с такими людьми, в том числе и с отцом Георгием Флоровским, которого я тоже хорошо знал с 1968 года, помогал мне формировать трезвенное и православное отношение к инославию», — сказал митрополит Кирилл, особо подчеркнув, что через общение и знакомство с известными пастырями и богословами он связан с истоками Свято-Тихоновского университета.
Говоря о протоиерее Всеволоде Шпиллере, архипастырь обратил внимание на то, что в нем сочетались различные и очень важные грани человеческой личности: «С одной стороны, он был очень талантливым, хорошо образованным человеком — русским интеллигентом. И при этом он был человеком глубоко православным и церковным. Сочетание образованности, интеллигентности, современности, глубокой веры и традиционной церковности является неким паролем для многих современных православных людей. К сожалению, в советское время отец Всеволод не мог в полной мере раскрыть свой талант, хотя вокруг него всегда была талантливая, интересующаяся вопросами веры молодежь».
Существование Свято-Тихоновского университета рядом с храмом Святителя Николая в Кузнецах, где служил протоиерей Всеволод Шпиллер, свидетельствует о том, что часть нереализованных тогда возможностей отца Всеволода воплотилась в создании по инициативе его ученика, протоиерея Владимира Воробьева, первого православного богословского института. Это светское учебное заведение открывает возможность людям вне зависимости от их положения в обществе и пола получить богословское образование и стать полезными Церкви, подчеркнул Патриарший Местоблюститель.
Затем митрополит Кирилл перешел к главной теме конференции — 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Следует поговорить о том, что именно кронштадтский угодник Божий помог понять своим современникам, — ведь в начале ХХ века материализм и позитивизм господствовали в сознании не только российской, но и европейской интеллигенции, и вера была делом непопулярным, сказал иерарх. «В те годы Церковь прочно ассоциировалась с отсталостью, с консервативностью, реакционностью в сознании российской интеллигенции, которая жила в условиях православной империи... В это самое время на берегах Невы — не в патриархальной православной Москве, а там, в Петербурге, в вестернизированном городе, находившемся под огромным влиянием новомодных либеральных идей, — появляется священник, который силой своего слова и своего примера в наиболее критический момент нашей национальной истории помог многим самоопределиться». Митрополит Кирилл особо подчеркнул, что отец Иоанн сумел соединить с Церковью многих подверженных духовным сомнениям представителей интеллигенции.
Вспоминая о десяти годах своего пребывания на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии, Патриарший Местоблюститель сказал, что в 1960–1970-х годах дореволюционные профессора сошли с кафедр, среднего поколения богословов вовсе не оказалось, и на смену прежнему поколению пришла послевоенная молодежь. Этот временной разрыв болезненно отразился на всей высшей школе. По словам митрополита Кирилла, «исторические катаклизмы выбили очень важное звено, лишив нас возможности опираться на авторитет отцов».
Вот почему во второй половине ХХ века в Духовных школах северной столицы акцент был сделан на повышение научного уровня: «Мы, хоть и с трудом, искали какие-то выходы; опираться на светскую школу было невозможно, поэтому возникла необходимость быстро кого-то готовить», — сказал Местоблюститель Патриаршего престола, выразив убеждение, что и сегодня следует серьезно думать о повышении научного уровня учебных заведений, создании сильной классической филологической основы богословских исследований, формировании новой школы богословов, экзегетов, патрологов, религиозных философов. «Это все еще предстоит сделать, хотя, выступая в этих стенах, я должен со всей очевидностью свидетельствовать, что уже многое и многое сделано», — подчеркнул архипастырь.
Напомнив знаменитое изречение святителя Филарета (Дроздова): «Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу», митрополит Кирилл сказал, что бывает и по-другому: «Иногда вера начинается с сердца, например, в глубоко религиозных семьях». В качестве примера он привел личный опыт: «Моя вера началась с молоком матери. В три года я уже “служил”, а в пять знал наизусть молебен и панихиду. И хотя мой разум еще не подключался, я жил верой. Когда же стал взрослеть, то нужно было еще и доказывать самому себе, что ты на правильном пути».
«Но для жителей нашей страны более характерен другой опыт, когда к Богу приходят люди, которые получили воспитание в неверующих семьях. Они ищут Господа через размышления, чтение, работу ума», — отметил митрополит Кирилл. «Сегодня через знание мы становимся очень сильными, но в то же время знание не должно надмевать», — подчеркнул архипастырь. В светском обществе сила — политическая, научная, финансовая — считается добродетелью. Вот почему ныне проповедь Христа распятого, Божией силы и Божией премудрости (см. 1 Кор. 1, 23–24), как и в апостольские времена, является для одних соблазном, для других — юродством. «На фоне отрицания предыдущей идеологии, разочарованности в марксизме и материализме проповедь о Христе сегодня слышна, но мы недолго будем на волне этой реакции. Вашему поколению уже придется столкнуться с новыми интеллектуальными вызовами, когда нужно будет доказывать, почему Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость и почему человеческая слабость открывает сердца людей навстречу Богу, почему Сила Божия в немощи совершается», — сказал митрополит Кирилл.
Однако для того, чтобы уметь проповедовать, необходимо иметь личный реальный опыт религиозной жизни. В связи с этим сегодня перед учебными богословскими заведениями стоит задача сочетать высокоинтеллектуальную работу с очень глубоким, энергичным и интенсивным духовным деланием.
«Иногда, особенно в Духовных школах, мы идем по традиционной линии: послушание, дисциплина», — продолжил Местоблюститель Патриаршего престола, высказав предостережение, чтобы эти меры не привели к «внешнему благочестию», когда человек, овладевая церковной лексикой, становится церковным лишь внешне. Богословское образование призвано объединить силу интеллекта с силой духа, и необходимо стремиться к искренности пред Господом, которую в полной мере явил святой праведный Иоанн Кронштадтский, подчеркнул иерарх.
«Если у человека не вырабатывается постоянной потребности обращаться к Богу в течение дня, то и во время богослужения он не может чувствовать связи с Господом. Это касается не только мирян, но и священников. Можно по всем правилам и строго по уставу совершать богослужение, а реальной связи с Богом не ощутить», — сказал митрополит Кирилл, добавив, что верующие должны воспитывать себя в постоянном общении с Богом, как говорили о древних пророках: он ходил пред лицем Божиим (см. Пс. 55, 14).
«Хождение пред лицем Божиим, способность поверять Ему свои мысли и каяться не только во время исповеди, а каждый день; учиться мгновенному раскаянию пред Господом, дабы появился навык следить за своими мыслями и делами, приведут к возникновению другой потребности — прославления Бога», — сказал далее Патриарший Местоблюститель, отметив, что «если мы сопровождаем молитву постоянным покаянием и благоговением пред Богом, тогда и развивается религиозное чувство». «Без благодати Божией никакими мыслями нам не справиться с искушениями, никакими личными подвигами не стяжать добродетели, ибо человека спасает только благодать Божия», — убежден архипастырь.
«Духовническая работа в наших учебных заведениях должна быть направлена в первую очередь на формирование подлинного религиозного образа жизни и образа мыслей», — отметил митрополит Кирилл. Он также подчеркнул важность сочетания в образовании свободы и научения, простоты мыслей и высокого интеллекта, силы человеческой и силы Божией.
В заключение Патриарший Местоблюститель отметил, что Духовные школы, развивая интеллектуальную составляющую образования, должны сделать особый акцент на формировании внутреннего глубокого, богатого религиозного опыта молодежи: «В таких условиях возрастает свободная личность, и она сама формирует параметры своей духовной жизни».