выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Репортажи
Руины Успенской церкви в с. Сопки требуют срочной консервации
ЖМП № 11 ноябрь 2018 /  22 февраля 2019 г. 08:40
версия для печати версия для печати

На малой родине святителя Тихона

Через год, 9 октября 2019 года, Церковь будет отмечать 30-летний юбилей прославления святителя Московского Тихона, Патриарха Всероссийского. Три десятка лет — значительный срок. Фактически в Церкви выросло целое поколение верующих, для которых присутствие в сонме московских святителей первого после длительного синодального периода Патриарха, на долю которого выпали многочисленные и тяжелейшие испытания, — нечто само собой разумеющееся. PDF-версия

Изучая биографию святителя Московского Тихона, мы обычно обращаем внимание на места его духовного возрастания и священнического служения: духовное училище в Торопце, Псковская семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. После принятия монашеского пострига будущий святитель занял должность инспектора и ректора Холмской духовной семинарии. После епископской хиротонии управлял четырьмя епархиями в разных концах Российской империи и за ее пределами (Люблинской, Североамериканской, Ростовской, Виленской) и занимал предварившую избрание на патриарший престол кафедру московских мит­рополитов с должностью действующего председателя Поместного Собора 1917–1918 годов. Но начался земной путь будущего светильника Церкви Русской на Великолуцкой земле — на погосте Клин.

Долгое время местом рождения поповича Василия Беллавина считался город Торопец. Однако уже в 2000-е годы с подачи писателя и историка-документалиста Николая Новикова1 († 2016) архивисты и историографы выяснили2, отец будущего святителя священник Иоанн Тимофеевич Беллавин († 1894) получил назначение в тогдашний уездный город, на торопецкий Спасо-Преображенский приход, в 1869 году, когда его младшему сыну Васе исполнилось четыре года. Прежним же местом служения отца Иоанна (с 1848 года) был Воскресенский храм на погосте3 Клин, который относился к Великолукскому уезду. Здесь и родился будущий святитель, и именно в Воскресенской церкви его крестили4.

К моменту назначения в Клин отца Иоанна церковь, построенная стараниями местного помещика Ивана Даниловича Юренева, стояла здесь уже 115 лет. Трудно сказать, какое селение в статусе погоста считалось в середине прошлого века небольшим. Теперь же, подъезжая к Клину по ухабистой дороге, связывающей райцентр ­Кунья с хутором Плешково на трассе Москва — Рига, видишь купол сельского храма, несколько покосившихся плетней, за которыми угадываются скромные дома, и непаханую проплешину меж окрестных рощ, лугов и болотных топей. Она-то как раз и есть бывший погост Клин — вернее, то, что от него, покинутого людьми в середине прошлого столетия, осталось.

«Дачников здесь раз-два и обчелся, а местных жителей всего две семьи. Правда, в обеих по пятеро детей. Как правило, на богослужениях молящихся очень мало, — рассказывает монахиня Софрония (Горбачевская) из местной женской монашеской общины. — По полсотни человек собирается на архиерейские службы, но такое бывает редко. Любят сюда заглядывать паломники из Великих Лук и даже из Москвы, но только быстрыми "наскоками", без ночевок: удобств-то у нас никаких, вода из колодца...» Вода, правда, целебная — из родника по соседству со святым источником, возникшим тут с основанием монашеской общины.

Сами сестры живут рядом — в пустовавшем прежде доме; благодаря им и поддерживается порядок в церкви и на прихрамовой территории. Богослужения здесь продолжаются уже третий десяток лет — после того, как силами меценатов, объединенных тогдашним благочинным церквей Великолукского округа архимандритом Сергием (Стуровым; ныне заштатный клирик Великолукской епархии), и при поддержке благотворительного фонда святителя Тихона ­удалось возродить из небытия храм, закрытый богоборческой властью в 1920-е годы.

Фактически речь шла о реконструкции державшихся на честном слове несущих стен с элементами воссоздания по единственной уцеле­вшей фотографии. «Машинами отсюда вывозили мусор, отвалившуюся штукатурку, разбитые кирпичи, просто грязь, — вспоминает архитектор проекта реконструкции Николай Грибов. — В алтаре пришлось демонтировать полузаброшенную сельскую кузницу...»

Несмотря на значительный срок, минувший с момента освящения храма малым чином, работы по воссозданию его убранства все еще продолжаются. Сейчас они близки к финалу: осталось установить главный иконостас (его деревянный каркас уже смонтирован) и завершить некоторые операции по чистовой отделке интерьеров. В монашеской общине даже мечтают о возведении рядом небольшой паломнической гостиницы, которая может стать импульсом для развития Клина. Но, на взгляд заезжего журналиста, такой импульс уже есть, буквально по соседству. Это — родной дом святителя Тихона. Конечно, выглядит он сейчас неказисто, да и о деревянном строении так говорить можно с известной долей условности: вряд ли это именно та постройка, в которой 153 года назад появился на свет будущий Всероссийский Патриарх. Скорее всего, само здание гораздо моложе, но стоит оно на том же фундаменте, что некогда держал и избу священника Иоанна Беллавина.

Увы, дверь закрыта на амбарный замок, и сам дом давно уже не выглядит обжитым. Епархия готова его приобрести, но по разумной рыночной цене. В недавнем прошлом он принадлежал трем совладельцам, но теперь хозяйка осталась одна и, пользуясь этим, назначила цену неподъемную.

По прямой от Клина до села Сопки около 10 км — но дороги через болотистую низменность нет, а кружить по проселкам и по шоссе вдвое длиннее. Однако побывать в Сопках стоит: именно тут служил первый священник в роду Беллавиных — дед будущего Патриарха Тимофей Терентьевич, рукоположенный к местному Успенскому храму в 1814 году5. После его смерти его место добровольно занял, приехав из губернского Пскова, старший сын Григорий. Когда же Иоанн Тимофеевич закончил Псковскую духовную семинарию, отец Григорий добился благословения священноначалия передать приход в Сопках младшему брату. Величественная барочная Успенская церковь со стройной высокой колокольней на пригорке в центре Сопок виднелась далеко окрест, и гулкий звон 21-пудового благовестника созывал на молитву без малого тысячу селян6.

В отличие от Клина, Сопки никак нельзя назвать вымирающим селом: постоянно тут зарегистрированы две сотни жителей. Но расцвет Успенского храма с двумя теплыми приделами (во имя великомученика Иоанна Воина и мучеников Гурия, Самона и Авива) давно позади. Сегодня храм стоит обезглавленный посреди сельского кладбища. Летом к нему приходится буквально продираться сквозь заросли крапивы, дикого кустарника и лесного подроста.

Как рассказывают местные жители, до войны на всю окрестность прославился некто Емеля, создавший преуспевавшую артель по разрушению церквей. Он пытался сравнять с землей и Успенский храм, но полностью завершить дело ему не удалось: старинную кладку большемерных кирпичей раствор держал на совесть7.

К сожалению, время работает против уцелевшего остова. Самое печальное, здание продолжает разрушаться. Развалины церкви стремительно превращаются в руины, и с еще недавно цельного, связного купола сыплются вниз старинные большемерные кирпичи. «Вот этой, самой большой, дыры еще пять лет назад не было, — указывает вертикально вверх заведующий отделом культуры Великолукской епархии Дмитрий Васильев. — Увы, суровый климат делает свое дело: попадая в обнажившиеся пустоты, осадки зимой замерзают, и разрушения арок и конх того и гляди примут необратимый характер».

Успенской церкви в Сопках нужна срочная консервация, а в числе неотложных мероприятий хотя бы подробное обследование. Учитывая внушительные размеры колокольни и самой церкви, епархиальным структурам эта задача вряд ли по силам. Не горят желанием вмешиваться и областные власти: здание не отнесено к объектам культурного наследия. Похоже, без участия федерального центра тут не обойтись — иначе камни, помнящие служение перед алтарем Господним священников из патриаршего рода, окончательно превратятся в труху. Как уже, кстати, случилось с Троицкой церковью в родовом селе Беллавиных Борок на полпути между Клином и Сопками. С давних времен тут служили дьячками предки Патриарха Тихона — прапрапрадед Петр, прапрадед Осип, прадед Терентий. До своей хиротонии в пресвитера подвизался здесь и Тимофей Терентьевич, именно из Борка отправившийся 204 года назад в Сопки8. Наконец, именно священник Петр Малиновский из Борка окрестил 23 января 1865 года в Клину новорожденного младенца Василия Беллавина9.

Довоенные гонения Троицкий храм пережил. Не стало его, по воспоминаниям местных жителей, уже в 1950-е годы. Теперь и консервировать нечего: посреди кладбища только высокий, ха­отично заросший березняком холм, из которого в нескольких местах торчат кованые металлические стяжки. Где-то за бывшим алтарем должен был располагаться фамильный склеп Беллавиных — но от него давно уже не осталось и следа...

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Наиболее подробно и аргументированно все исторические версии и гипотезы по этой теме рассматриваются в монографии: Новиков Н. С. Колыбель опального Патриарха. Псков: Робин, 1999.

2 См., напр.: Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России / консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016; Вострышев М. Патриарх Тихон // ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 2004; Биография святителя Тихона // Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды 1700–2005: учеб. пособие / Владислав Цыпин. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2010; Патриарх Тихон (1917–1925) // Первоиерархи Русской Православной Церкви: сб. биограф. информации. СПб.: Патриаршее подворье, 2008; Русская Церковь при Патриархе Тихоне (1917–1925) // Цыпин Владислав. История Русской Церкви. Кн. 9: 1917–1997 / Владислав Цыпин. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997; Вегетарианство и его отличие от христианского поста: по творениям святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Сибирская благозвонница, 2015.

3 Так на Псковщине издавна называли небольшое село с барским домом и церковью.

4 Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России / консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016. С. 5.

5 Там же.

6 Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1752 г. «помещицей вдовой прапорщицей Анной Ивановной Лавровой» (подробные сведения см. в изд.: Орлов В. В. Храмы Псковской земли. 2-е изд., доп. Великие Луки: Изд-во Сергея Маркелова, 2011).

7 Устные рассказы жителей деревни Борок и села Сопки Куньинского района Псковской обл. Цит. по: Мацкевич В. Места Псковской земли, связанные с именем Патриарха Тихона и членов его семьи (рода): доклад на региональных детско-юношеских чтениях «Храмы Псковской земли. Патриарх Тихон и Псковский край» (дата обращения: 21.09.2018).

8 Вострышев М. Патриарх Тихон // ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 7.

9 Бовкало А. А. К истории семьи Беллавиных // Вестник ПСТГУ. Т. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 11–16.

КОММЕНТАРИЙ

Епископ Великолукский и Невельский Сергий: "Будущее храма в погосте Клин вызывает опасения"

Наша Псковщина не всё являет напоказ. Есть у нее и свое затаенное, скрытое от глаз людских. К ней надо приобщиться, а через это понять и полюбить. Такое скрытое благодатное место в погосте Клин — место рождения великого сына Церкви Русской Святейшего Патриарха Тихона.

После великой трагедии России в 1917 году судьба храма, в котором был крещен будущий Патриарх, трагична, как и судьба большинства храмов по всей Русской земле. В 1920-е годы храм Воскресения Христова в погосте Клин был закрыт, убранство разграблено и уничтожено; на долгие годы он перестал служить людям. Сейчас идет медленное возрождение этой святыни. Но храм с богатой историей и уникальной архитектурой внушает тревогу за свою сохранность, прежде всего из-за отсутствия средств на его полную реконструкцию.

Трудный и долгий процесс духовного возрождения России идет на Псковской земле: энтузиастами и жителями Псковщины делается немало, чтобы спасти наше духовное наследие.

22 февраля 2019 г. 08:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи