выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы
Сегодня при 22 столичных вузах имеются православные храмы и часовни. Проведение в них регулярных богослужений, которые посещают студенты и преподаватели, в немалой степени зависит от лояльности и поддержки администрации. Несмотря на то что православная проповедь в стране звучит уже больше 30 лет, руководством и профессорско-преподавательским корпусом вузов она приветствуется далеко не всегда, хотя против присутствия Церкви в сфере высшего образования открыто никто не выступает. Почему это происходит, какие препятствия и перспективы у миссии в вузовской и научной среде, «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы епископ Луховицкий Евфимий. PDF-версия.    
11 июня 2024 г. 13:00
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Репортажи
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Московский приход: взгляд участников олимпиады

Финал Первой всероссийской олимпиады по основам православной культуры стартовал в Москве 26 апреля. Финалисты, объединенные в десять команд, выполняли первое задание в рамках проекта «Московский приход».

Цель работы — описать историю и современную жизнь одного из московских храмов с помощью его прихожан. Исследование предполагало командную работу, включавшую в себя знакомство с историей и архитектурой храма, осмотр его звонницы, описание икон, росписей и святынь, беседу с клириком храма, а также знакомство с уголком православной Москвы, в котором расположен приход. Особым заданием для школьников было составить рассказ о новомучениках, связанных с храмом.
Итоговая работа готовилась не по старинке — как сочинение, альбом или стенгазета, — а в виде электронной презентации, причем текст нужно было сопроводить собственными фотографиями и аудиофайлами (записью бесед, колокольного звона).

«Исследовать» домовый храм мученицы Татианы при МГУ приехала группа финалистов из Самарской и Саратовской областей. Знакомство с храмом школьники начали с Литургии (день был воскресный), а к «деловой части» приступили уже после обеда. Обзорная экскурсия по храму и прогулка по Большой Никитской улице были общими «пунктами» для всех. Над другими заданиями — составлением рассказа о новомучениках, чья судьба связана с университетом, беседой со священниками, изучением храмовой доски объявлений — работали по одному или парами.

Шестнадцатилетнего Вадима из Саратова, бравшего интервью у настоятеля храма протоиерея Максима Козлова, мне с трудом удалось оторвать от ноутбука и iPoda, которые он безуспешно пытался соединить, чтобы расшифровать запись.
— Вадим, какие вопросы ты задал батюшке?
— Ну, не я один их задавал, мы все вместе их придумали: как отец Максим пришел к Богу, как следует относиться к неверующим сверстникам…
— И как же?
— С сочувствием…
Вадим учится в 11-м классе обычной школы, а на олимпиаду попал через школу воскресную, где занимается уже восемь лет. Он говорит, что в воскресной школе совсем не скучно: в старшей группе они изучают предметы серьезные и интересные — историю Вселенской Церкви, апологетику, литургику. Летом Вадим собирается поступать на социально-экономический факультет Саратовского государственного университета. А с неверующими сверстниками особых проблем у него никогда не было.

Об отсутствии непонимания с невоцерковленными одноклассниками говорит и семнадцатилетняя Даша — землячка Вадима, которая изучала доску объявлений Татьянинского прихода.
— Удалось ли по доске объявлений составить впечатление о приходской жизни Татьянинского храма?
— Я вижу, тут всего очень много. Самое интересное — это Школа духовного пения. По-моему, это такая воскресная школа с серьезным музыкальным уклоном. Ну и объявление о группе милосердия, которая помогает детям, больным раком.
— Как ты попала на олимпиаду?
— Честно говоря, случайно. В воскресной школе сказали, что надо написать работу, мы и написали. В Москве мы раньше уже бывали, поэтому особо сюда не рвались. А победа и приглашение в Москву стали, конечно, приятной неожиданностью, но только тут мы поняли, какую замечательную программу нам подготовили, и что впечатлений будет множество…
— И какое самое главное впечатление?
— Вообще-то, все только начинается… Не ожидали, что тут будет столько ребят со всей России. И проект «Московский приход» — только первое задание...
Даша тоже собирается получать высшее образование в Саратове, на экономическом факультете. Подумывала о золотошвейном отделении Православного Свято-Тихоновского университета в Москве, но, как говорит, поздно спохватилась, и подготовки теперь не хватит…

А вот шестнадцатилетняя Маша из Сызрани учится в православной школе в 9-м классе. С первого класса изучает Закон Божий, с пятого — основы православной культуры.
— Маша, как бы ты объяснила «внешнему» человеку, в чем разница между ОПК и Законом Божиим?
— ОПК — более широкое понятие, чем Закон Божий. Это целый комплекс предметов, связанных с культурой Православия — историей, архитектурой, литературой. А Закон Божий — прежде всего изучение Священного Писания. Мне кажется, его обязательно должен вести батюшка, чтобы не было ошибок.

Священник Алексей Зимин (клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, при Православной классической гимназии г. Тольятти), приехавший на олимпиаду со своими учениками, считает, что православная культура должна быть не отдельным предметом, а мировоззренческой базой для гуманитарных дисциплин. «Какая литература без христианства — Пушкин, Гоголь, Достоевский? В будущем, мне кажется, православный компонент должен войти в программу по литературе, истории и так далее. В “Основах православной культуры” останется та часть, которую можно будет преподавать как предмет “Религия”, как это и существует в западных странах», — заметил отец Алексий.

Необходимую информацию школьники собрали за пару часов, а вот обрабатывать ее для компьютерной презентации пришлось долго, до самого вечера. Но, кажется, презентация домового храма мц. Татианы обещает быть успешной.
 

Мария Хорькова
30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: олимпиада, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи