выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Репортажи
ЦВ № 9 (358) май 2007 /  30 мая 2007 г.
версия для печати версия для печати

Мешает ли семья спасению

Круглый стол на тему «Семья в современной Церкви» прошел 26 апреля в московском Даниловом монастыре. Мероприятие было организовано Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Участники дискуссии, известные священники, обсуждали вопросы богословского осмысления семейной жизни, пастырского окормления, церковной и литургической жизни семьи, ее поддержки церковной общиной. Круглый стол продолжил традицию пастырских семинаров, посвященных актуальным вопросам современной церковной жизни и пастырской практики.

Вопросы о семейной жизни вызывают среди верующих людей острые дискуссии, отчасти и потому, что задевают очень глубокие струны в душе каждого человека, ведь родители, супруги и дети есть или будут практически у любого христианина. Однако нередко члены одной и той же семьи движутся к спасению разными путями. Многим трудно внутренне принять эту данность и смириться с ней, и в семьях возникают тяжелые конфликты и нестроения. Их суть можно свести к формуле: «Семья мешает моему спасению».

К сожалению, опираться на православную традицию в вопросах семьи непросто. Святоотеческая литература на эту тему почти ничего не сообщает, а новых исследований не так уж много, и часто их авторы в практических выводах противоречат друг другу.

Какие же проблемы мешают нормальной жизни христианской семьи? Обсуждению этой темы и была посвящена встреча известных пастырей в Даниловском монастыре. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями протоиерей Дмитрий Смирнов, секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Иоасаф (Полуянов), профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке протоиерей Алексий Уминский, директор Школы молодежного служения игумен Петр (Мещеринов).

Открывая встречу, игумен Петр (Мещеринов) рассказал о современном положении православной семьи, назвав основные проблемы, требующие пастырского разрешения и богословского осмысления (сокращенный текст этого доклада опубликован ниже).

Протоиерей Дмитрий Смирнов в своем выступлении отметил, что в современном обществе вопрос сохранения семьи — «это вопрос жизни и смерти». Пастырь напомнил, что «брак, по учению Церкви, абсолютно равночестен монашеству» и главная его цель — приведение детей ко Христу.

По мнению о. Дмитрия, «великие отцы-аскеты, живя возвышенной духовной жизнью, описывали тот идеал, которым они жили» и поэтому мало времени уделяли семье. Однако жизнь семьи с 5—6 детьми во многом сложней монашеской, «особенно в наше время, когда все силы ада успешно разрушают семью».

О. Дмитрий подчеркнул, что «в нашу эпоху христианство самым лучшим образом реализуется в самоотверженном совершении своего подвига в христианской семье, которой вся община обязана помогать». Пастырь поделился опытом такой помощи на своем приходе: «Каждый христианин, который входит в наш храм, призван положить в “кружку” какую-то “монету“. И мы эти деньги делим — на многодетных мам, по количеству детей, на одиноких стариков и на сирот из детских домов, которые мы окормляем. Долг каждого прихода — создавать подобные фонды, чтобы люди, у которых нет детей, помогали бы тем, у кого они есть...»

Протоиерей Николай Балашов предостерег неофитов от «мечтательной аскетики», когда человек избегает реальности своего призвания и нередко заболевает «ложной духовностью», связанной с «гнушением человеческой плотью».

«Еретическим может быть отношение человека не только к Богу, но и к человеку». О. Николай указал два крайних еретических уклонения в отношении к человеку: «плоть — вместилище греха» и «в человеке все прекрасно». При этом, по его мнению, «царский путь» заключается в том, чтобы шествовать между этими еретическими уклонениями.

О. Николай напомнил апостольские правила и соборные постановления, осуждающие тех, кто гнушается браком, и подчеркнул «недопустимость негативного и высокомерного отношения» к браку. По словам о. Николая, такого рода еретические идеи усиливаются в переломные, кризисные эпохи и «свидетельствуют о слабости “иммунной системы“ церковного народа». Эти заболевания лечатся только общим оздоровлением церковного организма, «созидательным развитием здоровой церковной жизни».

Комментируя доклад о. Николая, игумен Петр (Мещеринов) выразил сожаление, что пока лишь малая часть паствы и священнослужителей в решении вопросов брака и семьи руководствуется «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви». В ответ о. Николай отметил, что «немедленных эффектов нельзя ожидать от любого соборного определения», тем не менее, многие священнослужители проявили живой интерес к этому важному документу.

Доклад на тему «Агиографический образ и историческая реальность семейной жизни в русской церковной жизни» представил протоиерей Георгий Митрофанов. По наблюдению о. Георгия, русская агиография «не дает нам идеала семьи», «святых христианок в наших святцах ничтожно мало», особенно тех, кто вел семейную жизнь. Церковью канонизировались, в основном, мученицы и монахини. Единственное исключение из этого правила — св. Иулиания Лазаревская, но и она семьей «внутренне тяготилась». Можно говорить о том, что исторически «идеал женщины не связывался с семьей».

Тот факт, что венчание в крестьянских семьях не осуществлялось на Руси до XV века, по мнению историка, свидетельствует о бытовавшем «ощущении профанности семьи и сакральности монашества». О. Георгий отметил, что «русская семья на протяжении веков не была такой уж христианской», а «Домострой» с евангельской точки зрения вызывает много вопросов. До XIX века женщина занимала приниженное положение, могла реализовать себя только в семье, воспитании детей и бытовом служении мужу.

Впервые серьезное осмысление проблемы семьи в России появилось в художественной литературе, «которая сказала о семье и женщине за XIX век больше, чем вся русская агиография». Однако, по мнению пастыря, литературный «образ идеальной женщины и семьи не связан с православием». Почему-то идеалом нравственности стал образ Татьяны Лариной. О. Георгий с улыбкой заметил, что она «с точки зрения христианского мировоззрения, требует серьезной катехизационной работы». Во времена Тургенева начал формироваться «устойчивый стереотип: в монастырь идут люди с не сложившейся личной жизнью». Русские писатели, за исключением Лескова, не описывают христианскую семью. «Подлинность любви вне брака» в русской литературе противопоставлялось «профанности любви в браке». «Недоразвитие идеала семьи и в агиографии, и литературе существовало веками».

По мнению историка, в России христианская семья начинает действительно развиваться в XIX веке. Приходит «осознание брака как единственного, на веки данного Богом». При этом «проблема недостаточной воцерковленности русской семьи идет рука об руку с недостаточной воцерковленностью русского народа». «Огромным искушением» для семьи являлась община, а также массовое «отходничество» крестьян на сезонные работы в городе, что приводило к возникновению «сезонных семей».

О. Георгий высказался решительно против культивируемого некоторыми околоцерковными кругами тезиса, что советская семья была подлинно православной. Уже в декабре 1917 года большевики приняли законы, по которым церковный брак больше не имел юридической силы. До предела упростилась процедура заключения и расторжения брака. Манифест коммунистической партии провозгласил «уничтожение частной собственности, семьи и религии». По замыслу революционеров, гражданский брак был шагом на пути к полной ликвидации семьи. Однако постепенно большевики отказались от этой идеи, и в 30-е годы начал формироваться «идеал советской семьи».

Массовые репрессии, коллективизация, «стройки века» отрывали мужчин от семей и уничтожали их. В результате возникла огромная диспропорция числа мужчин и женщин. «По семье был нанесен страшный удар». Достаточно вспомнить, что советский строй разработал для своих граждан процедуру отречения от родственников — «врагов народа».

Система советского дошкольного воспитания детей провоцировала «преждевременный отрыв маленького ребенка от среды, в которой происходит глубинное формирование его личности», в то время как «маленький ребенок нуждается в пристальном внимании крайне заинтересованных в нем людей».

Вывод о. Георгия однозначен: «советское общество как никакое другое создало условия, не позволяющие семье нормально развиваться. Советская семья — худшая, чем самая несовершенная досоветская». Поэтому несостоятельны утверждения тех, кто по сей день «культивирует идеалы советской аскетической нравственности».

В настоящее время, по мнению о. Георгия, проблемы семьи трудно разрешимы, но «пытаться возродить семью по архаично-домостроевским патриархальным традициям невозможно». Лучшими образцами для современного человека могут служить семьи новомучеников, «православные семьи интеллигенции 20—30-х годов», которые являли пример домашней Церкви и «воспитывали детей мыслящими и ответственными христианами, способными сохранить свою веру в условиях гонений».

В своем докладе о. Георгий коснулся также проблем подготовки к таинству венчания, церковного развода, супружеских отношений.

Протоиерей Алексий Уминский посвятил свое выступление вопросам христианского брака. По его мнению, для понимания основ семейной жизни необходимо различать, «что является природой семьи, а что является ее смыслом, целью». Однако по этому вопросу мнения в Церкви сильно расходятся. Наиболее часто приходится слышать, что цель христианской семьи состоит в деторождении. «Безусловно, рождение и воспитание детей является природой любой семьи, но это природное качество, а не цель, — считает о. Алексий. — Такая же природа у мусульманской, буддистской и у любой другой семьи». Цель же — это то, что заложено Богом в отношениях мужа и жены.

По мнению о. Алексия, нельзя вменять в обязанность Церкви такую колоссальную задачу, чтобы она отвечала за воспроизводство нации. Церковь не должна решать демографические проблемы».

Христианская семья должна в первую очередь стремиться к «воплощению в браке христианской любви», а вопрос о количестве детей «не может регламентироваться ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями, — это есть исключительно исполнение любви».

Этот подход о. Алексий предлагает применять и к решению вопроса о супружеском общении в браке. «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в конечном итоге, развода». Пастырь подчеркнул, что основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а если ее нет, то брак — «просто бытовая структура, где женщина — воспроизводящая сила, а мужчина — тот, кто зарабатывает на хлеб».

О. Алексий отметил размытость понятия «законный брак» в современном обществе и коснулся темы заключения и расторжения гражданских и церковных брачных союзов. Он отметил, что, не умаляя значения венчания, нельзя считать зарегистрированный в ЗАГСе брак с неверующим супругом «недо-браком», потому что «природа брака одинакова всегда». Он также подчеркнул необходимость введения обязательной катехизации жениха и невесты в течение полугода перед венчанием.

Участники круглого стола обсудили и другие проблемы, связанные с браком и воспитанием детей. По замыслу организаторов встречи, подобные мероприятия будут проходить и в будущем.

30 мая 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи