выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Репортажи
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Долг нашей памяти

Скорбященский женский монастырь на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка в Москве подобно многим храмам и обителям столицы был разорен и разрушен после революции 1917 г. Территорию бывшего монастыря занимает Московский государственный технологический университет «Станкин». Обезглавленное здание храма Спаса Всемилостивого все еще не передано Церкви, и временный престол прихода освящен в бывшем Рукодельном корпусе монастыря. Долг нашей исторической памяти — восстановить монастырский ансамбль, яркий образец национальной русской культуры.

Осуществление этого проекта послужит восстановлению исторического вида одной из старинных улиц Москвы и поможет восстановить прерванные традиции церковного и социального служения.

Скорбященский женский монастырь сегодня мало кому известен, а ведь в начале ХХ века это была самый большая по площади московская обитель. Монастырь был основан в 1890 г. и просуществовал недолго, всего 28 лет. Создание огромного монастырского ансамбля стало соборным трудом представителей самых разных социальных слоев русского общества. Землю — свою огромную городскую усадьбу — предоставила семья генерал-майора князя Владимира Сергеевича Голицына. Капитал на построение зданий и стен монастыря пожертвовала известная благотворительница из Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (позже — тайная монахиня Рафаила). Архитектурный проект монастыря был разработан Иваном Владимировым.

В 2008 г. российская общественность отмечала 600-летие служения князей Голицыных Отечеству. Вглядываясь в судьбу семьи князя Владимира Сергеевича Голицына, мы оказываемся в гуще исторических событий, последствия которых актуальны и для нас, для нашего времени: Крым, Севастополь, Черноморский флот, Польша, Кавказ, Чечня...

Князь Владимир Сергеевич Голицын был известной личностью своего времени. Он был младшим, десятым, сыном князя Сергея Федоровича Голицына и Варвары Васильевны Энгельгард, племянницы князя Григория Потемкина, присоединившего к России Крым, основателя Севастополя, создателя Черноморского флота. Генерал-аншеф С.Ф. Голицын участвовал во всех войнах России того времени. Особенно трудной была осада Очаковской крепости в 1788 году.

Во время Отечественной войны 1812 г. 18-летний князь Владимир Сергеевич — в армии. В 1816 г. он был назначен адъютантом генерала Барклая де Толли. С 1840 г. Голицын командовал кавалерией при отдельном Кавказском корпусе в экспедициях на Кавказ, в Чечню. Через три года он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником центра Кавказского фронта.

Во время Крымской войны (1855–1856) 62-летний князь Владимир Голицын опять на военной службе и командует московским ополчением.
В это тревожное время, когда на войне были муж и сыновья, больная княгиня Прасковья Николаевна Голицына просит у Московского митрополита Филарета (Дроздова) разрешение на строительство церкви в своем доме. Ее хлопоты увенчались успехом — 18 октября 1856 г. была освящена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

После смерти князя в 1861 г. усадьба остается на попечении его дочери Александры. Отличавшаяся глубоким благочестием Александра по совету митрополита Филарета подает прошение об учреждении здесь, в доме Голицыных на Новослободской улице, общества сестер милосердия. 13 апреля 1863 г. Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода «о дозволении княжне Голицыной устроить в Москве приют для иногородних монахинь, при нем больницу и общество сестер милосердия». В 1889 г. княжна А.В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании общества сестер милосердия в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. вышел указ Священного Синода об основании общежительного женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Кроме игумении, в штате числились 15 монахинь и послушницы. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г.

Монастырский комплекс у Бутырской заставы — с огромным собором, трапезным храмом, монашескими кельями, церковно-приходской школой и служебными зданиями — был воздвигнут в 1890-е гг. По своим архитектурным особенностям он напоминал Московский Кремль: зубчатые стены, стройные башни, узорчатые храмы...
Такое оформление архитектурного комплекса Скорбященского монастыря было связано с возрождением русского стиля. Архитектор Владимир Осипович Шервуд, возведший в 1880-е гг. на Красной площади здание Исторического музея, воплощение этого нового стиля, говорил: «Цельность русской идеи и способность наших предков осуществлять ее в зодчестве проявилась не только в отдельных домах, но и во всем Кремле... в нем каждый элемент свидетельствует о духовной и государственной жизни народа; Кремль есть целая поэма, полная чувства и мысли... группа зданий, по-видимому разъединенных друг от друга, есть цельность и единство. Вот такого единства мы должны искать в наших зданиях».

По рекомендации митрополита Московского Иоанникия (Руднева), проект монастыря был ориентирован не традиционно вовнутрь, на внутреннее пространство, монастырский двор, а вовне — в город, к миру и к человеку. Монастырский собор и трапезный храм, женская гимназия и высшие женские богословские курсы были построены по красной линии Новослободской улицы. В этой «вывернутости», обращенности к миру Скорбященского монастыря выражена идея духовного и социального служения человеку и обществу.

Уже в 1870-е гг. княжна Александра Голицына приглашает для руководства общиной сестер милосердия монахиню Евпраксию из Костромского Анастасьиного монастыря, который в то время был примером социального служения. В Скорбященском монастыре действовали больница для безнадежно больных — прообраз современных хосписов, приют для девочек-сирот, странноприимный дом для иногородних монахинь. Именно в Скорбященском монастыре в 1916 г. были открыты Высшие женские богословско-педагогические курсы — первое в России высшее духовное заведение для женщин. Скорбященский монастырь очень любила и часто посещала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

Монастырь быстро рос: в 1915 г. в обители и на монастырском хуторе было уже 265 монахинь и послушниц.
В 1894 г. при Скорбященском монастыре было открыто кладбище. На нем были похоронены многие известные люди того времени: адвокат Ф.Н. Плевако, философ Николай Федоров, историк Д.И. Иловайский, дрессировщик А.Л. Дуров, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут.

* * *
В 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929-м разрушены три малых храма. По сей день сохранились обезглавленный собор Спаса Всемилостивого, Рукодельный корпус (1911 г., архитектор С.М. Ильинский), надгробная часовня инокини Рафаилы (Смирновой), участки ограды.
Восстановить и сохранить Скорбященский монастырь, этот образец национальной русской культуры, ставший частью ее истории, передать его нашим потомкам — долг нашей исторической памяти. Сохранившиеся здания и фрагменты ограды, фундаменты снесенных зданий, ограды и ворот, а также сохранившиеся чертежи и фотографии дают возможность воссоздать ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Осуществление этого проекта восстановит градообразующее значение памятника и коренным образом изменит облик Новослободской улицы.
В 2001 г. был освящен храм во имя Всемилостивого Спаса, который временно располагается в трапезном корпусе Скорбященского монастыря. Приход Всемилостивого Спаса стремится восстановить сохранившиеся монастырские здания ради продолжения традиций духовного и социального служения человеку и обществу.
 

Владимир Простов
12 июля 2009 г.
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи