выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Репортажи
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  15 сентября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Восхождение. Божественная литургия у подножия Большого Иремеля

На Южном Урале этим летом совершена первая Божественная литургия на высоте более 1000 метров — на плато у подножия горы Большой Иремель. Ее отслужил настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. Участниками стали ребята из православного молодежного общества «Держись!»

Настоятелю сослужили клирики собора протоиерей Ярослав Иванов и протодиакон Владимир Коростин, а также двое священников из Магнитогорского храма Архистратига Божия Михаила: настоятель протоиерей Сергий Десятков и священник Алексий Поляков. Литургия стала кульминацией похода, который длился с 31 июля по 2 августа.
Субботним утром группа из 36-ти человек выехала из стен кафедрального собора по направлению к деревне Тюлюк (Башкортостан).
Восхождение на гору Большой Иремель (высота 1582 м) начинается от поселка Тюлюк, примерно посередине между столицей Южного Урала Челябинском и столицей Республики Башкирии Уфой. Поселок расположен на равнине, откуда видны скрывающиеся в облаках предгорья Уральского хребта.

После пятичасового переезда всех ожидал тяжелый подъем на гору. У каждого за плечами был большой рюкзак с походным инвентарем, а священники несли еще и свое облачение и предметы, необходимые для совершения Литургии. Для участия в походе пригласили опытного инструктора-проводника Алексея Петровича Кошелева.

Вслед за инструктором начали подъем. Ритм был взят неспешный, но группа растянулась, затихли веселые разговоры, послышались сопение и кряхтение. Хотя по лицу инструктора было понятно, что поход еще не начинался, большинство обрадовалось первому скорому привалу. Далее подъем стал менее крутым, но тропа проходила по большим влажным камням, покрытым мхом: ноги скользили. Вечером разбили лагерь у горного ручья с питьевой водой. Устремленные в небо верхушки трехсотлетних лиственниц, «сугробы» мягкого мха, в котором вязнут ноги, — в такой обстановке проходила исповедь.

«Проблема любого прихода — когда дети, вырастая, перестают вообще ходить в храм или охладевают к вере, — говорит настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. — И происходит так потому, что им не нашлось места в приходской жизни, не удалось здесь себя реализовать. Они уходят туда, где им рады, где они нужны. Но мы знаем, что далеко не всегда в благополучное в нравственном смысле место. Поэтому в кафедральном соборе три года назад возник и успешно действует молодежный клуб «Держись!» Когда ребята узнали, что их берут в необычный поход помолиться на вершине горы, все приняли это предложение с восторгом».

Рано утром, возложив упование на Бога за оставленный без присмотра со всеми вещами палаточный лагерь, натощак перед причастием, взяв с собой только необходимое, двинулись в путь. Идти до нужного места пришлось около двух часов, всё время в гору. Путников мучила жажда, но все стойко держались. Удивили двое мальчиков семи и восьми лет, которые больше всех хотели пить, но при мысли о приближающейся Литургии они, глядя на взрослых, сами себя утешали и воодушевляли на терпение.
Наконец добрались до подножия горы Большой Иремель. Взору участников открылась непередаваемой красоты панорама. Место как будто специально подготовлено для совершения Литургии.

«Для алтарной части выбрали место перед небольшой, метров в десять, скалой, — рассказывает протоиерей Игорь Рысенко. — За спиной соорудили аналой из природных каменных плит. Совсем как в ветхозаветные времена. Слева расположились пономари, готовили кадило, грели воду на газовой горелке. Всё как в храме. Вот только храма нет. Служба под открытым небом, которое куполом раскинулось над головами. На случай непогоды несли с собой легкий походный шатер для алтаря, но он не понадобился».

Плоская вершина небольшой горы была покрыта ковром мха и невысокими плоскими кустиками можжевельника. Изо мха глядели тысячи глаз усеявшей всю вершину голубики. Вокруг, словно ледяные торосы, торчали каменные островерхие глыбы. С одной стороны за пропастью открывалась гора Малый Иремель, с другой стороны возвышался каменистой громадой Большой Иремель («Иремель» переводится с тюркского как «святая гора»).

Расставили складные престол и жертвенник, положили на аналой взятые с собой иконы. Маленький кусочек ткани, пропитанный миром от иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» из Симеоновского храма Челябинска, оказался вложенным в требное Евангелие именно на странице с дневным воскресным зачалом… Было 1 августа — память преподобного Серафима Саровского.

«Литургия пролетела в считанные мгновения. В день памяти преподобного Серафима Саровского молиться в таком месте было особенно легко, — рассказывает протоиерей Игорь Рысенко. — Почти все на этой Литургии стали причастниками Святых Христовых Таин. Потом был обед там же, на плато. Самые горячие и выносливые дерзнули подняться на вершину, чтобы покорить эту гору и самих себя.

Ничто так не объединяет, как экстремальная ситуация, а в духовной жизни — совместная молитва. Наш поход был и тем, и другим. Преодолев трудности путешествия и восхождения, бытовые неудобства, все испытали духовный подъем и пережили радость молитвенного общения. Для многих ребят этот поход стал первым в жизни. Им открылась истина, что надо делиться куском хлеба и глотком воды, помогать нести тяжелые вещи наиболее слабым. Что сразу после восхождения к месту ночевки надо не отдыхать, а устраивать лагерь: идти за водой, искать и заготавливать дрова для костра, варить ужин. Непривычно им было видеть священнослужителей в походной одежде, а не в рясах, с еще более тяжелыми рюкзаками на плечах, узнать, что они умеют и песню спеть под гитару, и поставить палатку, и костер развести, и баню построить из подручного материала, и натопить так, что и зайти в нее трудно. А после прыгать в горный ручей.
Уже потом в Челябинске, на разборе полетов, я слышал, что этот поход многим помог разобраться в себе, своих взглядах и отношении к окружающим людям, своих религиозных чувствах. Бог даст, это было только начало. Будут и другие походы, и другие вершины, на которые можно взойти не только ногами, но и сердцем».
 

15 сентября 2010 г.
Ключевые слова: Урал
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи