В Оружейной палате вчера открылась подготовленная Музеями Московского Кремля выставка «О доблестях, о подвигах, о славе...», посвященная 100-летию Первой мировой войны. В расположенных в нижнем парадном вестибюле витринах разместились всего полсотни экспонатов. Но буквально за каждым — интересная человеческая судьба или полудетективная история, причем большинство раритетов демонстрируется впервые.
«В наших фондах нет большого количества мемориальных предметов, связанных с Первой мировой войной. В основном мы показываем здесь наследие, эвакуированное в Москву в 1918 году во время наступления немецких войск на Петроград, - объясняет генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. - И даже в нем выделяется настоящая сенсация: подлинный Статут ордена св. Ольги, учрежденного во время Первой мировой войны. Награждать им предполагалось женщин, имеющих большие заслуги в гражданской службе в военное время либо внесших значительный личный вклад в победу над врагом. Любопытно, что статут есть, а самого ордена нет. Документально известно о единственном экземпляре награды, которой была удостоена Вера Панаева (+ 1923) — мать павших на поле брани георгиевских кавалеров офицеров Бориса, Гурия и Льва. Но сам орден до нас не дошел».
К редкой разновидности окопного творчества относится священнический посох, изготовленный прямо на позициях из казачьей шашки образца 1910 года, гранаты-лимонки и соединенных крестом четырех патронов от мосинской винтовки. Эту «премьеру» специально отреставрировали к нынешней выставке, хотя находится в основных кремлевских музейных фондах она очень давно. «К сожалению, об этом предмете почти ничего не известно, - говорит куратор выставки в.н.с. Оружейной палаты Василий Новоселов. - К нам он попал после революции из закрытого московского Троицкого подворья».
Но, пожалуй, экспонат № 1, мимо которого нельзя пройти — все же последнее пасхальное яйцо Фаберже из насчитывающей 10 реликвий «императорской» коллекции. Николай II подарил его супруге на Пасху 1916 года. Сообразно моменту ювелиры знаменитой фирмы не стали прибегать к традиционным драгметаллам, обошедшись обыкновенной артиллерийской сталью. «Яйцо очень верно передает атмосферу тех лет, - замечает в.н.с. Оружейной палаты Татьяна Мунтян. — Подставки выполнены в виде четырех орудийных снарядов, а в качестве секрета выступает акварельная миниатюра по кости на стальном мольберте, изображающая сцену посещения императором и цесаревичем позиций русских войск на фронте».
Выставка открыта до 5 ноября