В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Романовы. Начало династии» — самый масштабный и полный экспозиционный проект юбилейного, 400-го года с момента избрания Михаила Федоровича Романова на российский престол. Практически все здешние экспонаты — оригинальные документы или мемориальные предметы, связанные с Романовыми XVII века. А редкие исключения ничуть не менее интересны, поскольку иллюстрируют предшествовавшее воцарению Михаила Федоровича Смутное Время, да к тому же выставляются на широкой публике впервые.
Выставочный зал ГИМа оформлен словно открытая книга, и форзацем, прологом к ней служит подлинная мерная икона святого благоверного царевича Димитрия из государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Конечно, сын Ивана Грозного и Марии Нагой не имел никакого отношения к Романовым. Но его кончина в Угличе, официальную и множество неофициальных трактовок которой до сих пор жарко обсуждают, стала одной из ключевых предпосылок погружения страны в тьму Смуты. Рядом — оконница (светопрозрачная конструкция оконного проема) из Угличского дворца, любезно предоставленная Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
Следующая страница — широченный 15,5-метровый ряд-складень из 39 бумажных листов. Этот экспонат под названием «Стокгольмский свиток» приехал в Россию впервые.
«Если быть точным, Королевский замок в Варшаве предоставил нам факсимиле этого свитка, — рассказывает один из авторов выставки старший научный сотрудник ГИМа Ольга Тесленко. — На нем изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской под Краковом и их совместный торжественный въезд в город 4 декабря 1605 года. Для нас этот документ интересен тем, что в церемониальной процессии находился думный дьяк Афанасий Власьев. Он прибыл в Краков как официальный представитель Лжедмитрия I для участия в обряде заочного обручения с Мариной Мнишек, и эта процедура состоялась практически одновременно с королевской свадьбой. Стокгольмским этот свиток назвали в 1902 году после обнаружения в Королевском архиве шведской столицы, где он оказался в середине XIX века как военный трофей. В Польшу ему было суждено вернуться только в 1974 году».
Один из центральных сюжетов на свитке — торжественный пронос церемониального знамени польского короля коронным гетманом. Само знамя — в витрине напротив, и этот уникальный экспонат Музей армии Швеции также привез в Россию впервые. Периферийные участки стяга реконструированы как раз сообразно изображению на Стокгольмском свитке, а вот центральная тканевая часть дошла до нас в своем первозданном виде. И по геральдической символике в центре знамени символично прочитывается, что Руси в те далекие времена оппонировал (скажем именно так, аккуратно) прообраз объединенной Европы: тут и родовой герб королевского рода Вазы с знаменитыми Тре Крунур, и польский Орел, и литовский Погонь...
Собственно же романовские мемориальные экспонаты начинаются с событий, сопутствовавших избранию Михаила Федоровича на царство. Есть, правда, более ранний предмет, которым отец Михаила инок Филарет, будущий Святейший Патриарх, вроде бы пользовался в ссылке в Антониев-Сийском монастыре в годы годуновского правления. Но, как осторожно замечают сами музейщики, эта история о кресле из фондов Архангельского краеведческого музея — всего лишь легенда.
А вот выносной фонарь — несомненный свидетель провозглашения Михаила Федоровича Романова всероссийским самодержцем. Он был в руках участников Великого посольства, участники которого направились после Земского собора из Москвы в Кострому в юному Михаилу Романову с известием об избрании того на царство. Многое могут рассказать об исторических событиях в Ипатьевском монастыре и большемерные кирпичи из захаба (защитно-фортификационной пристенной конструкции) этой обители, обнаруженные во время раскопок. Икона из соседнего села Стрельникова повторяет облик святыни, которой инокиня и великая старица Марфа благословила своего сына на царство, подвесная пелена с этим же ликом Богородицы считается ее вкладом в Ипатьев монастырь. Их предоставил Церковный историко-археологический музей Костромской епархии.
Наконец, ценнейшие экспонаты — подлинные мемории государственной и частной жизни первых венценосных Романовых. Благодаря участию Оружейной Палаты Московского Кремля экспозиция обогатилась интереснейшими памятниками оружейного искусства XVII столетия. В первую очередь это шлемы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
«„Шишак“ (полусферическое наголовье) Михаила Федоровича столь красив, что его очень долго считали личным шлемом Александра Невского. Более того, на „своем“ ордене Александр Невский изображен как раз в этом шлеме, — рассказывает директор ГИМа Алексей Левыкин. — Но его значительно позднее изготовил знаменитый кремлевский мастер Никита Давыдов. Шлем же Алексея Михайловича под названием „шапка ерихонская“, по всей видимости, откован в Стамбуле из дамасской стали и подарен царю боярином и дворецким Алексеем Львовым. „Шишак“ считался главным шлемом Походной оружейной казны в военное время, а „шапка ерихонская“ занимала в этой своеобразной „табели о рангах“ 4-ю позицию. Оба этих шлема участвовали в походах Алексея Михайловича на Смоленск, Вильну и Ригу в 1654-1656г.г.» Неподалеку — родовой вклад, который царь сделал в Новодевичий монастырь после этих победоносных кампаний. Это его личный иконостас с семейными иконами, самым древним из которых, скорее всего, молилась еще мать государя Марфа Ивановна.
Оружейная палата демонстрирует и интереснейший образец стрелкового оружия времен Алексея Михайловича — пищаль, выполненную по образу немецкой аркебузы. Это массивное и тяжелое вооружение при дворе использовали для снайперской «работы» по крупному зверю на охоте. В витрине рядом — стародавний боевой знак царского достоинства: полевой саадак (колчан для стрел и наволочь — футляр для лука).
Драгоценной оправой выставке служат многочисленные парсуны царственных Романовых и их ближайших родственников из фондов знаменитых картинных галерей России (в т.ч. Русского музея). Ну а благодаря современным электронным средствам музеефикации посетители могут познакомиться с оцифрованными версиями документов Смутного времени, письмами молодого царя Петра Алексеевича к своей матери, шифровыми письмами царевны Софьи Алексеевны к князю Василию Голицыну. Центральное место в этом ряду занимают две интерактивные презентации, представляющие Утвержденную грамоту Земского Собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова (1613г.) и книгу-памятник «Об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца».
Выставка открыта до 30 июня
Более подробно о выставочных проектах, посвященных 400-летию царской династии Романовых — в 5-м, майском номере Журнала Московской Патриархии