выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Интервью
Вознесенская Давидова пустынь: схема основной территории
ЖМП № 1 январь 2016 /  26 февраля 2016 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской пустыни: " Нам нужны люди, которые не уходят в монастырь, а приходят сюда"

ИНТЕРВЬЮ С НАСТОЯТЕЛЕМ ОБИТЕЛИ, ОТМЕТИВШЕЙ ПОЛУТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

В прошлом году Вознесенской Давидовой пустыни исполнилось 500 лет. Основанная преподобным Давидом, серпуховским чудотворцем, на высоком берегу речки Лопасни в мае 1515 года, обитель пережила разные времена — от всероссийской славы до полного забвения. Теперь от научно-исследовательского тракторного полигона, дислоцировавшегося в поселке с коммунистически своеобычным названием «Новый Быт», почти ничего не осталось. А занимавший в течение полувека строения монастырского каре молочный техникум сегодня зависит от обители никак не меньше (если не больше), чем она от него. Регулярные богослужения проводятся в пяти из шести монастырских храмов. Капитально отремонтировано единственное возведенное здесь в советское время здание: теперь это новый братский корпус. Благоустроена территория внутри каре. Но это лишь внешняя сторона монастырской жизни, которая открывается впервые прибывшим в обитель паломникам и туристам. Как монастырю развиваться дальше? Сформировался ли соответствующий статусу и уровню монастыря приход или молящиеся миряне здесь редкость? На эти и многие другие вопросы «Церковному Вестнику» отвечает настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов).

Святой источник как точка отсчета

— Ваше Высокопреподобие, вы стали игуменом четыре года назад. Вспомните, что вы почувствовали, став во главе монашеской общины.

— В Вознесенской Давидовой пустыни доводилось бывать и прежде, и даже участвовать в богослужениях, когда я был еще иподиаконом. Сын священника, с младых лет я наблюдал, как мой отец всё время пытался благоукрашать свой храм (хотя это были еще советские годы), видел, как он по-настоящему болеет за дом Божий. Позднее, во время несения послушания в Псковской епархии, приходилось заниматься хозяйством епархиального управления, участвовать в обустройстве монастырской жизни в обителях. А когда я пришел на послушание к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, меня назначили экономом управления Московской (областной) епархии. Так что в целом состояние дел в Вознесенской Давидовой пустыни я себе представлял. Войдя в 2011 году в обитель, увидел внешне более или менее благоустроенные здания. Но тут же стало ясно: за их фасадами — горизонты большой и трудной работы.

— К тому моменту в обители уже почти два десятка лет как была возрождена монашеская жизнь...

— Да, но в целом монастырский ансамбль удалось привести в относительный порядок только в 2006 году — к первому визиту Патриарха Алексия II. С моим назначением сюда стало очевидно: запущен «обратный предъюбилейный отсчет», а времени до торжеств отнюдь не так много, как может показаться. Начали мы с одной из самых проблемных точек — подворья в Талеже. Его территория разбита на две части. В одной находится храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами (во имя Архангела Михаила и Святого равноапостольного великого князя Владимира). Там насельник в ранге настоятеля подворья лишь совершал богослужения в храме (который не был еще расписан — только оштукатурен) и уезжал в другое место, в небольшой деревянный дом, который отапливался электрообогревателями. Сразу задача — обустроить его быт. На подворье возвели новый жилой дом с котельной и церковной лавкой. Огородили 10-гектарный земельный участок. Отремонтировали зимовье для пчел (исторически это наш вид деятельности, до революции мед Вознесенской Давидовой пустыни удостаивался золотых и серебряных медалей на престижных всероссийских и международных выставках). После этого на подворье смогли постоянно находиться насельники (что во всех смыслах правильно): его настоятель и три трудника. Вплотную занялись и второй территорией подворья — знаменитым святым источником с целебными водами и купальнями.

— По весьма распространенной в народе легенде, впервые его благоустроил в 1990-е годы некий весьма состоятельный человек, у которого после омовения в здешних водах исцелился больной раком ребенок...

— Случаи исцеления в Талеже неоднократны. К сожалению, подавляющее их большинство остается на уровне легенд. До последнего времени монахи не имели возможности их фиксировать, потому что и на источнике монастырь, как ни парадоксально, никак не был представлен. С помощью благодетелей теперь там построена церковная лавка, сейчас доделывается небольшая трапезная. Проведен косметический ремонт фасадов колокольни и часовни Преподобного Давида. Переложены все дорожки. Электрические светильники переведены на светодиодные лампы. Может показаться, это мелочь, но она позволила на 40% сократить затраты на освещение подворья, доходившие до 300 тыс. рублей в месяц.

— Понедельник на источнике ­объявлен санитарным днем. Почему?

— Людская нагрузка на Талеж достигла такого уровня, что не давать этому месту еженедельный отдых нельзя. В этот день мы кропотливо очищаем всю территорию подворья, один из наших братьев в прорезиненном комбинезоне спускается в купальни и обрабатывает ее питьевой содой, прочищает метлой и русло источника. Кстати, на Крещение за три дня в святой источник окунается больше 100 тыс. человек! У нас этот праздник проходит очень красиво. За 25 минут до полуночи настоятель подворья освящает воду и обращается к пришедшим с проповедью. Братия окунается в источник, набирает воды для монастыря, после чего купель открывают для мирян. Горячим чаем всех желающих обеспечивает монастырь, а в организации дежурства медработников, МЧС и полиции нам помогает районная администрация.

— В иной выходной день возле Талежа тяжело разъехаться двум легковым автомобилям, на парковке тоже тесновато. А страдают местные жители и дачники...

— Уже договорились с благодетелями и администрацией, что площадь парковки в следующий сезон достигнет одного гектара. На подъездной дороге будет организовано одностороннее движение, чтобы исключить пересечение встречных потоков и риск лобовых столкновений. Появится также дополнительный выезд со стоянки.

— Каково пчелиное поголовье монастырского хозяйства?

— В прошлом году с 50 ульев мы собрали тонну меда. К сожалению, зимой 37 семей погибли, так что пока мы пчелиное поголовье восстанавливаем.

Монастырь выходит в поселок

— Вернемся на главную монастырскую территорию. Регулярные богослужения ведутся во всех храмах, за исключением одного — Успенского (8 — здесь и далее в скобках — номера зданий на схеме обители). Почему?

— Потому что воссоздать его оказалось труднее всего. Дело в том, что первоначально он считался надвратным. Главный вход в монастырь располагался не в колокольне, а в северной стене, в нижнем уровне Успенского храма. Дорога оттуда вела прямо на лопасненский склон. Так вот, половина храма в двух местах провалилась. Своды в трещинах. До 3–4-метровой высоты намокают стены, причем конкретный источник этой влаги еще предстоит определить.

— Сколько времени, по вашей оценке, потребуется для воссоздания Успенского храма?

— Необходимые для капитального ремонта средства собрать пока не удалось. Думаю, за пять лет мы с Божией помощью справимся. А вообще серьезные исследования необходимо провести по всем фасадам зданий и сооружений. Ведь монастырский ансамбль целиком отнесен к вновь выявленным объектам культурного наследия. Подробно коснусь только одного аспекта, напрямую связанного с Успенским храмом. До революции землю внутри каре пронизывали собственные оригинальные системы ливневой и дренажной канализаций, выводившие избыточную влагу прямо в Лопасню. С размещением здесь молочного техникума занимавшее практически весь участок древнее кладбище оказалось варварски запахано и срезано бульдозером, а вместе с ним уничтожены «дренажка» и «ливневка». Просто взять и проложить ее заново нельзя: в нашей земле спрятано большое количество кабелей связи и других коммуникаций. В отдаленной перспективе мы думаем устроить на склоне красивую входную зону и отыскать подземный ход, ведший к реке прямо из монастыря. Ведь на речном берегу располагалась монастырская баня, фундаменты которой были целы еще менее чем полвека назад.

— Но теперь вы вряд ли собираетесь оборудовать там баню?

— Разумеется, склон нам дорог не ради бани. Просто окрестности продолжают быстро меняться, застраиваться. Сегодня это единственная точка, откуда можно насладиться историческим видом на монастырь.

— Подходя к монастырю, я обратил внимание: сход к реке уже благоустроен...

— Это заслуга администрации Баранцевского поселения. Отремонтировать ступени нас попросили местные жители, наши прихожане: очень тяжело было подниматься от реки. А мы обратились к местной власти, и она сделала новую лестницу за счет собственного бюджета, несмотря на то что официально земля вплоть до уреза воды уже передана на баланс монастырю. С администрацией у нас полное взаимопонимание, и говорю я это не ради красивой фразы. Конечно, поначалу к молодому игумену глава поселения Сергей Анашкин и председатель Совета депутатов Владимир Шаров присматривались с настороженностью. А как увидели, что работа пошла, начали помогать. Осветить дорогу вокруг монастыря — пожалуйста. Устраиваем спортивные турниры, приглашаем жителей на рождественские или пасхальные гуляния, на праздник Масленицы — всегда находим у местных властей отклик. Да вот хотя бы такой пример: на приведение в порядок фасадов Вознесенского собора, Никольского и Знаменского храмов они потратили четыре миллиона рублей. Участие районных властей скромнее. Хотя в проведении юбилейных торжеств Чеховский район и лично его глава Сергей Юдин монастырю сильно помогли, жаловаться грех.

— Вы упомянули о передаче вам муниципального земельного участка за монастырской стеной. Для провинциальной обители это не очень типичный пример. Землю вы получили в собственность или в пользование?

— Дело в том, что у нас это далеко не единственный подобный случай. Оформляются участки как в монастырскую собственность, так и в пользование. Более того, из частных владений мы уже выкупили четыре земельных участка и одно строение.

— Какая-то монастырская экспансия в поселке Новый Быт получается...

— Напрасно иронизируете. Это лишь малая доля дореволюционных владений нашей обители. Да и берем мы землю не чтобы «владеть», а для дела. На балансе у нас сейчас 20 гектаров. Назову основные объекты. К южному хоздвору примыкает липовый парк — остатки от рощи, насажденной некогда преподобным Давидом. В XVII веке она, кстати, считалась заповедной. Сейчас от 16 десятин (это почти 17,5 га) уцелела только восьмая часть. Остальное застроено большей частью дачами на захваченной земле. Тем не менее с обитателями этих участков мы враждовать не собираемся. Отступив от их заборов 3–6 м, обносим рощу красивой кирпичной оградой, где будет три входа со стороны поселка и еще один — из монастыря. Это место превратится в настоящий поселковый парк с беседками, лавочками, игровыми площадками, детским мини-зоопарком и небольшими ремесленными рядами (проектом благоустройства уже занялась кинокомпания «Союз Маринс Групп»). Через дорогу — два бывших монастырских пруда. Теперь они возвращаются нам, а 4 га вокруг уже находятся в монастырском ведении. Наконец, еще два участка на подъезде к монастырю мы забрали в сельскохозяйственных целях: на одном посадим разнотравье для медоносных пчел, на другом предполагаем развернуть теплицы.

— Серьезный подход. А окрестные здания?

— Они тоже когда-то принадлежали монастырю. К стене со стороны прудов примыкают несколько зданий монастырской гостиницы, возведенные в конце позапрошлого века известным церковным зодчим — московским епархиальным архитектором Степаном Крыгиным (23). Сейчас они используются медиками: одно занято амбулаторией, другое поликлиникой. На амбулаторию мы не «покушаемся». А вот в поликлинике очень хотелось бы оборудовать богадельню для престарелых родственников наших насельников. Как тут появилась поликлиника? Еще полтора десятка лет назад она располагалась в центре поселка. Там начали ремонт и перевели учреждение сюда временно. Но, как известно, нет ничего более постоянного... Сегодня у поселковой администрации, кажется, есть понимание, что ремонт поликлиники наконец-то необходимо завершить (и они готовы в этом поучаствовать), а областное министерство не против передачи высвобождающегося здания нам. Тем более оно на редкость удачно расположено для будущих постояльцев богадельни: те смогут часто выходить в парк и в монастырь, священнослужителям удобно будет навещать их со Святыми Дарами. Еще нам вернули двухэтажную двухклассную церковноприходскую школу — одну из двух, функционировавшейих при монастыре до революции. Постройка сильно изношена. Но, когда мы ее восстановим, предполагаем разместить там воскресную школу. В бывшем каретном сарае — до последних лет гараже — думаем оборудовать гостиницу с паломническим центром. В монастырском ведении и так называемые Каменные избы для рабочих того же зодчего Крыгина. Но пока мы не можем их использовать. Сейчас часть этих помещений занимает лаборатория Молочного техникума, и удалить ее оттуда — значит поставить на грань выживания само это учебное заведение.

— Скажите, а зачем вы установили памятник воину? Пчелы, богадельня, парк и воскресная школа — занятия, безусловно, монастырские, спору нет. Но монумент спецназовцу, да еще возле Святых врат?

— Вы видели поселковый памятник погибшим в Великой Отечественной войне?

— Да.

— Что там сейчас происходит?

— Рабочие вокруг траву подстригают, мусор убирают...

— Вот. В сознании жителей тот памятник укоренился как «детсадовский». Долгие годы до него дела никому не было, кроме детского сада. Монастырь убирает территорию, следит за своей землей. Местная администрация волей-неволей начинает подтягиваться: что-то подчистит, где-то подкрасит. Смотришь — уже грязи меньше, и вообще поселок выглядит ухоженным. Конечно, памятник Бойцам спецназа — солдатам России (так он называется полностью) мы поставили не ради соревнования с властью. У одного из наших прихожан, москвича, родной брат — бывший пограничник Павел Платонов — погиб в «Норд-Осте». Но перед смертью он передал наружу ценнейшие сведения о вооружении боевиков, их расположении, о количестве и характере взрывчатки на телах смертников и в местах минирования. Благодаря этой информации удалось избежать многих жертв. Посмертно Президент России наградил его орденом Мужества. С одной стороны, действительно можно спросить: дело ли монастыря ставить памятник воину, да еще на муниципальной земле? Но, во-первых, этот «пятачок» мы тоже возьмем под монастырское крыло — вопрос времени, он уже в стадии оформления. Во-вторых, сегодня недостаточно произносить красивые проповеди о Боге. Как транслировать вероучение пастве в умы и в сердца? Как продемонстрировать ей, что такое патриотизм и любовь к Отечеству? Как наглядно показать, что исполнять долг по защите Родины — одно из важнейших, если не первейшее, отличие юноши от девушки? Памятник — всего лишь символ, но он востребован. У него всегда цветы. А еще он помог дополнительно поддержать интерес у местных властей к истории родного поселения. И сейчас они вместе с монастырем практически полностью установили имена всех местных жителей, воевавших в Отечественную войну 1812 года, и увековечили их память. На очереди — подобная исследовательская работа в отношении сражавшихся на фронтах Первой мировой войны. И, кстати, рядом с этим памятником скоро появится еще один — основателю нашей обители преподобному Давиду.

— Направляясь к вам, встретился с входящей в Святые врата ротой военнослужащих. Но шествовали они не к памятнику, а в собор...

— Это новобранцы одной из соседних войсковых частей. Их командование посчитало возможным проводить у нас принятие воинской присяги. После этого ритуала обязательно организовываем экскурсию по монастырю и нашим храмам, угощаем солдат чаем, беседуем с ними. Служим молебен преподобному Давиду, панихиду по герою Отечественной войны 1812 года генералу от инфантерии Дмитрию Дохтурову (его захоронение — единственное уцелевшее на монастырском кладбище после советского разорения), а теперь и возлагаем цветы к памятнику Бойцам спецназа — солдатам России. Кто хочет, в свой выходной может приехать к нам вновь. А с третьего раза у них появляется желание исповедоваться. Причем для меня как игумена принципиально, чтобы командиры соблюдали принцип добровольности повторных визитов. Поездки ради галочки нам ни к чему!

Прихожане, «приезжане» и мусульмане

— Сформировался ли в монастыре собственный приход? Из кого он в состоит — из москвичей-дачников или из местных жителей?

— Сейчас, в зимнее время, в обычный воскресный день у нас за Литургией причащается в среднем сотня-полторы прихожан. Каждый третий из них — москвич. Летом за счет дачников 11,5-тысячное население нашего Баранцевского поселка увеличивается примерно в полтора раза. Пропорционально возрастает и доля столичных «пришельцев».

— То есть преобладают всё же местные, хотя и с не очень большим перевесом. Но ведь приходских храмов в округе множество. Почему же их тянет к монастырскому богослужению?

— Среди наших прихожан есть и серпуховчане, и чеховцы, и подольчане, и жители Климовска. Думаю, привлекает их в первую очередь сам монастырь с его историей, строгостью и благочинием богослужения, величественной архитектурой и просторными храмами (хотя уже сегодня в праздничные дни они не вмещают всех желающих). В монастыре свыше 200 частиц святых мощей — нечасто увидишь столько святынь, собранных в одном месте. У нас никто никого не одергивает, к молящимся относятся миролюбиво. Немаловажно, что суммы рекомендуемых пожертвований минимальные в округе. Многие приезжают послушать прекрасные хоры: праздничный и братский. Ну и, разумеется, огромное значение имеет заступничество преподобного Давида — покровителя Лопасненского края. Вспоминается случай с семьей одного прихожанина — москвича, у которого дача под Чеховом. Четыре года назад он с женой, дочкой и не говорившим в свои 4,5 года сынишкой приехал в монастырь. Вместе с сыном в Знаменском храме приложился к мощам. Когда уезжали, девочка вспомнила, что родители обещали побаловать «чупа-чупсом». Глава семьи разворачивается, покупает конфеты, и, когда машина на обратном пути проезжает ближайшую к обители точку, мальчик начинает отвечать на вопросы мамы. Теперь ему девятый год, он успешно учится в школе. Разве можно представить, что эти люди переместятся куда-то на другой приход?

— Отличаются чем-то прихожане-москвичи от местных? Проявляются ли различия между ними во время богослужения, при нахождении на монастырской территории?

— Да. Наметанный глаз, конечно, заметит различия в достатке. Кроме того, москвичи видят нас, монашествующих, от приезда до приезда. Кое-кто нет-нет да одернет отпрыска: мол, с теми ребятами не общайся... Но совместная молитва, общие занятия в воскресной школе эту грань стирают. Еще в Новодевичьем монастыре я мечтал о приходе общинного характера. Но там с помещениями было туговато, да и руки, если честно, не доходили. Да, доносились иногда отзвуки: мол, я сюда молиться приехала, а не воскресную школу мыть... На этот случай у нас есть не только слово любви, но и слово строгости. Занятия в нашей воскресной школе после совместной трапезы — общие. Сначала — урок по воскресному евангельскому чтению с участием родителей (причем тема обязательно раскрывается с точки зрения взаимоотношений разных поколений в семье), потом — Ветхий Завет и храмоведение. Под конец — занятия в различных секциях: художественной лепки, вышивания бисером, шахмат, футбола и репетиции инструментального ансамбля. Видели бы вы, с каким интересом родители вместе с детьми делают у нас цветные фигурные свечи! Ребята заняты вплоть до вечера, проводя в монастыре весь день начиная с Литургии. И кто же, милая, после этого уберется за тебя в помещении воскресной школы?!

— А население поселка, в границах которого стоит сам монастырь? В каких отношениях вы с ним?

— Возникший на месте двух старых деревень Легчищево и Баранцево поселок Новым Бытом назвали не просто так. В прежнее время здесь была одна из активнейших коммунистических ячеек во всем Подмосковье. Но где грех, там и благодать (ср.: Рим. 5, 20). Когда я пришел сюда, местные прихожане в монастыре, конечно, уже были. Но в дальнейшей воспитательной работе нам показалось правильным сделать акцент на подрастающем поколении, не зараженном грехом неверия. И жизнь подтвердила правильность этого шага. В детском саду оказался замечательный педагогический коллектив (а музыкальный руководитель прежде даже пела на клиросе), и мы использовали его позитивное восприятие Церкви, доверие к священнослужителям. Поначалу присутствие священника на каждом празднике родители воспринимали неоднозначно. К тому же среди воспитанников есть мусульманские ребятишки. Приведу пример, который прекрасно проиллюстрирует возникающие и благополучно разрешающиеся при этом коллизии. Детсадовские ребята пришли на экскурсию. Я рассказал им о храме, его убранстве и о людских грехах. Мы дошли до распятия Спасителя на кресте, где я рассказал о значении любви Бога через жертву за каждого человека. На прощание каждому подарил маленькую иконку преподобного Давида и посоветовал: перед сном перекрестите себя и свою кроватку, поцелуйте папу с мамой, попросите у них прощения и ложитесь спать. Через некоторое время к директору пришел папа одного из ребят мусульманской веры. В замешательстве он поведал педагогу, что сынок вдруг ни с того ни с сего стал просить у родителей перед сном прощения и даже — страшно сказать — крестить кровать! Недоразумение выяснилось. Конечно, родители вернули ребенка к традициям своей религии. Но когда на Пасху детсадовские ребята после праздничного утренника готовились к групповому фотоснимку вместе со мной (следует заметить: каждая группа на праздник готовит собственный спектакль!), этот мальчик оказался с папой. Теперь уже он с сомнением и опаской посмотрел на отца: можно ли подойти к священнику, не осудит ли старший?! И когда тот жестом разрешил, мальчуган не просто побежал — в буквальном смысле рванул к нам так, что пятки засверкали! Теперь регулярное общение с ребятами из детского сада вошло в нормальную колею. Каждый родитель дает официальное согласие на посещение ими монастыря и нами — помещения детсада.

Кроме детского сада, в поселке есть еще детский дом по соседству с нами. Сейчас количество его воспитанников, правда, сильно сократилось — до 25 ребят. Прежде я лично посещал детдом каждую пятницу, теперь воспитанники сами приходят к нам. В общем, с местными мы видимся часто, я бы сказал, общаемся по-соседски. Вот прибегает недавно мальчик: умерла 32-летняя мама, страдавшая грехом винопития, папа в разводе... Разве мы его выгоним?! Поехали вместе с ним организовывать похороны, ночь переночевать определили в монастырской гостинице... Никуда нам от поселян, от их проблем не деться, будь стены монастыря даже настоящими крепостными. И приобщение к вере через подрастающее поколение уже приносит плоды. По исповедям это заметно. Наш монастырь устремлен в завтрашний день, а дети — это и есть наше завтра.

Главное — вера и желание

— Отреставрированное здание нового братского корпуса (13) выглядит эффектно. Это главный объект завершенный к юбилейному году. А что дальше?

— Решением епархиального священноначалия это строение, возведенное в 1957 году как общежитие техникума, восстанавливалось для размещения почисленных за штат священнослужителей. Но временно, с учетом аварийного состояния Старого братского корпуса (16), нам разрешили разместить там братию. Ближайшая задача — Старый братский корпус. Несколько келий уже отремонтированы, но отопление по-прежнему еле живое, да и фундамент надо укреплять. Там живут трудники, мама одного из моих предшественников — убиенного архимандрита Германа (Хапугина; †2005) и престарелая монахиня без родственных связей из Хотькова. Там же находится братская трапезная и швейная.

— Сколько насельников сейчас в монастыре?

— Помимо меня, тринадцать: по три иеромонаха и иеродиакона, по одному иноку и послушнику и еще пять трудников, каждый из которых пребывает в обители больше пяти лет.

— Весьма скромное количество, особенно с учетом глобальных преобразований, которые переживает обитель!

— Не считаю правильным задействовать насельников в строительных работах. Строительством должны заниматься профессионалы. Другое дело, строителей приглашаем только из числа христиан.

— И всё же почему так немного насельников? Мало желающих? Или у вас слишком жесткие требования?

— Требования обычные: главное — вера и желание. Если новичок не нарушает правил, исправно ходит на богослужения, справляется с послушаниями — вправе подать прошение о зачислении в трудники. Через три года мною пишется прошение-рапорт на имя правящего архиерея о принятии его в послушники. Еще спустя некоторый промежуток времени подаем прошение на постриг. За четыре года приходилось беседовать с более чем сотней желающих прийти в монастырь. Но большинство не справляется, не выдерживает. В основном ведь пришедшие думают: попали в святое место, страсти остались снаружи. Ничего подобного! Первое время Господь действительно дает возможность отдохнуть от страстей. А потом они с новой силой начинают подступать. И так же как у больного обостряются черты характера, у каждого новобранца обители заметными становятся старые недуги, мучившие его в миру. Если он вовремя понял, что монастырь — место борьбы с ними, то молитва и поддержка братии с игуменом помогут, и врага удастся преодолеть. Если нет — придется, увы, расстаться. Сейчас помимо штатных насельников у нас постоянно проживают несколько десятков человек, заявивших о своем желании пожить и 11потрудиться в обители.

— Как попадают в монастырь? Расскажите о нескольких насельниках, появившихся у вас недавно.

— Тридцатилетний наркоман долго и безрезультатно лечился за рубежом, в том числе у адептов иных конфессий. Перешел на тяжелые наркотики. Мать все колени сбила, умоляя за него Господа. Вдруг, как он сам говорит, ему явилась Божия Матерь и повелела бросить употреблять. Он спускает крупную партию кокаина в унитаз, приезжает к нам, начинает усердно молиться и трудиться. Не поверите — ни стакана вина, ни сигаретки за несколько месяцев! Сейчас состоит у нас трудником. Еще один случай: мусульманин, неплохой художник, потерял вкус к жизни. От друзей услышал о нашем монастыре. Посоветовавшись с супругой и со взрослой дочерью, принял святое крещение. Теперь он — уже инок Даниил. Есть молодой казахстанец, отучившийся четыре курса в МГУ им. М.В. Ломоносова. В день Петра и Павла крестился, живет и трудится у нас — правда, монахом, как сам говорит, становиться не собирается... Есть, разумеется, и более простые, традиционные пути. Рады всем. Вот сейчас ждем пару хороших кандидатов в послушники — одного из армии, второго из семинарии. Что касается количества братии — думается, больше 25 человек нам вряд ли нужно. Главная для любой обители составляющая — монастырская жизнь — у нас сформировалась. Нам есть на что и на кого опереться, мы понимаем, в каком направлении двигаться. По воскресным и праздничным дням в монастыре совершаются две Божественные литургии. Поэтому священнослужителей должно быть несколько больше. И в Коломенскую духовную семинарию сейчас готовятся поступать два наших насельника: трудник и послушник.

— Вы рассказали, как приняли наркомана. А если бы у него началась ломка?

— Таких людей на первое время в обитель заселяем обязательно с родственниками. Это непреложное правило, от которого не отступаем. Вообще стараемся не закрывать врата даже перед алкоголиками в состоянии запоя. Просят накормить — накормим, хотят исповедоваться или просто побеседовать — пожалуйста. Ведь в другое время и в другом состоянии они могут не найти в себе силы прийти в храм. Пытаемся понять: их грех — это беда или осознанное потакание собственным слабостям? В любом случае предлагаем остаться у нас (разумеется, когда острое состояние минует) и, если налицо искреннее покаяние, начинаем совместную молитву и работу. Зато уж если стал трудником — будь добр соблюдать правила общежития. Трудникам у нас строжайше запрещается выпивать и курить, за монастырские врата они выходят исключительно по благословению — в производственных целях либо в исключительных случаях. Даже когда кто-то заболеет, в больницу его везут на монастырском автомобиле и в сопровождении брата. Не вписался в требования — придется расстаться. На исповеди трудники, бывает, каются в грехе курения. На это у меня один ответ: застану «с поличным» — моментально вернетесь в мир. Монастырь — не место обмана внутри братии, и даже в отношениях с трудниками необходимо полное, прозрачное доверие, причем с обеих сторон. Именно поэтому я пытаюсь объяснить им: предельно искреннее раскаяние — в наших общих интересах. Мне их слабости нужны не для наказания, а чтобы определить на правильное послушание, которое не потворствовало бы немощам и слабостям, а помогало преодолевать их. В целом главный критерий таков: нам нужны люди, которые не уходят в монастырь, а приходят сюда.

— Вы обрисовали ближайшие планы по дальнейшему преобразованию монастырской территории. А о каких проектах вне стен обители можно упомянуть?

— В основном они связаны с сельскохозяйственной деятельностью. Помимо пчеловодства собираемся разводить рыбу (именно для этого нам нужны пруды, но прежде их требуется качественно очистить). Хотим поставить молочный завод, где можно было бы перерабатывать сырье от местных производителей. Правда, для выпуска продукции под собственным брендом необходимо собственное юридическое лицо — коммерческая фирма, так что это задача не завтрашнего дня. Одна из наших прихожанок-москвичек, доктор биологических наук, предлагает организовать питомник для саженцев.

Надеюсь, в следующем летнем сезоне у нас появятся новая церковная лавка и небольшая, на полтора десятка мест, гостиница. В общем, на достигнутом не останавливаемся. Да сейчас такое время, что это и невозможно. Но за всё слава Богу! Он посылает и дает столько, сколько нам полезно и сколько мы можем понести.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Игумен Сергий (Николай Геннадьевич Куксов) родился в 1976 г. в г. Ельце Липецкой обл. в многодетной семье протоиерея Геннадия Васильевича Куксова (†1990). После окончания средней школы с 1993 по 1998 г. нес иподиаконское послушание у архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина). В период с 1998 по 2004 г. проходил обучение в Московской духовной cеминарии. С сентября 1999 по апрель 2008 г. нес послушание иподиакона митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. С декабря 2003 по октябрь 2011 г. — эконом Московского епархиального управления. 11 июля 2005 г. в Преображенском крестовом храме митрополичьей резиденции в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. 12 июля 2005 г. в Никольском соборе Серпухова митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во иеродиакона. 13 июля 2005 г. назначен клириком Новодевичьего монастыря. В 2006–2009 гг. учился в Московской духовной академии. 28 апреля 2008 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен в иеромонаха. 28 апреля 2008 г. распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского крестового храма митрополичьей резиденции в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре, с 15 июня 2008 г. — старший священник Новодевичьего монастыря.

6 октября 2011 г. определением Священного Синода назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни. 16 октября 2011 г. возведен митрополитом Ювеналием в сан игумена.

Храмы Вознесенской Давидовой пустыни: прошлое и настоящее

Вознесенская Давидова пустынь находится в 85 км от Москвы и в 24 км от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу окского притока Лопасни на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около пустыни преподобный насадил липовую рощу.

В советское время монастырь был закрыт в 1928 г., после чего его территория и здания были заняты сельскохозяйственным техникумом, клубом с кинотеатром, складом, гаражом и магазином. Сейчас в обители шесть храмов и возведенная в 1845–1847 гг. из 100 тыс. кирпичей четырехъярусная колокольня (4). Церкви пустыни группируются по двум тройкам. Одна, более древняя, занимает центральное место внутри каре, доминируя во всем историческом ансамбле. Вторая, окончательно сформировавшаяся в начале прошлого века, составляет часть северной стены.

Знаменская церковь (2) освящена в 1870 г. свт. Иннокентием Московским. Несмотря на то что в советское время ее помещения занимал гараж, частично сохранились элементы храмового убранства и роспись. А 23 мая 1997 г. здесь были обретены мощи основателя обители прп. Давида. Мощи другого знаменитого святого — преподобного Моисея Угрина, гроб которого доставил в Вознесенскую Давидову пустынь митрополит Московский Платон (Левшин), не сохранились. Богослужения возобновлены в 1999 г.

Никольская церковь (1) освящена в 1904 г. В совет­ское время использовалась как кинотеатр, в алтаре располагалась будка с кинопроектором. Богослужения возобновлены в 2005 г. Святыни: частицы мощей Николая Угодника, апостолов и евангелистов Луки, Марка и Матфея, прп. Давида. В притворе (бывшем приделе) — икона Прп. Сергия с частицей его мощей, икона блж. Матроны с частицей мощей; частицы мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) и Филарета Московского, мощевики с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских и раннехристианских святых, прп. Авраамия Ростовского, свт. Димитрия Ростовского, прп. Ферапонта Можайского, честная глава одного из Вифлеемских младенцев. В двух других мощевиках — частицы мощей сщмч. Николая Богомудрова (†1918) и частица главы одного из николо-зверинецких мучеников.

Вознесенский собор (3) — самый древний храм обители, освящен в 1682 г. на месте одной из первых возведенных основателем обители деревянных церквей. В советское время использовался как клуб, претерпел сильные разрушения. Богослужения возобновлены в 2003 г. Святыни: частицы мощей свт. Исаии Ростовского, Игнатия Ростовского, скульптурный образ Христа в темнице.

Собор Всемилостивого Спаса (9) освящен в 1900 г. Передовая для своего времени постройка: возведена из бетонных стен. В советское время использовался как мастерская и склад. Пришел в аварийное состояние, долгое время стоял без крыши. Всё убранство собора воссоздано заново, за исключением единственного образа Всемилостивого Спаса над входом, который кропотливо восстановлен на основании тщательно укрепленных отдельных сохранившихся элементов. Святыни: часть хитона Спасителя и ризы Божией Матери из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля, частицы мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Германа Аляскинского, св. блгв. Александра Невского, Прп. Сергия Радонежского, прп. схимонаха Кирилла и Марии Хотьковских, прп. Саввы Стромынского, прп. Афанасия Высоцкого-младшего (второго настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря).

Трапезный храм Всех святых (10) освящен в 1913 г. В 1930-е гг. был жилым помещением, после войны в нем разместилась столовая техникума. Отличается оригинальной внутренней планировкой: алтарная преграда фланкируется свободными проходами, через которые можно попасть в сервировочную и ризницу и далее на кухню. Сейчас используется как праздничная монастырская трапезная.

Успенский храм (8) освящен в 1842 г. После разорения советских лет пока не воссоздан, богослужения в нем не ведутся.

26 февраля 2016 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи