выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Экспертиза
Фото Олега Варова
ЖМП № 5 май 2018 /  25 декабря 2018 г. 13:50
версия для печати версия для печати

Пеший крестный ход

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Традиционно считается, что крестные ходы возникли в IV веке в Восточной Римской империи, а название свое получили от большого (так называемого процессионного) креста, с которым неизменно совершается шествие. Раскрывая духовный смысл этого явления, святитель Симеон Солунский в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и оскверняемую стопами грешников». PDF-версия

Выросшая из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма, эта традиция еще до революции успела разделиться на два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский) и так называемые эстафетные ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах параллельно развивался другой вид крестного хода — массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и даже еще в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 годах десятки тысяч участников.

Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990-х годов организаторы современного Великорецкого крестного хода. Их эстафету подхватили и творчески развили участники ежегодных крестных ходов в Дивеево, на Белую гору, в Коробейниково. В начале 2000-х годов предпринимаются первые попытки организовать крестный ход, «сконструированный» не как паломничество к местночтимой святыне и не как путешествие по традиционному, из года в год повторя­ющемуся маршруту, а как молитвенное приношение, приуроченное к знаковому событию в истории православной России. Первым таким опытом стал крестный ход, проведенный из Ныроба в Екатеринбург в память о сосланном и замученном до смерти в Ныробе в 1601 году Михаиле Романове, дяде первого русского царя из этого рода.

Благословение и «гармошка»

Первое, что нужно сделать верующему православному человеку, желающему организовать крестный ход, — это максимально честно ответить себе на два вопроса: есть ли смысл вообще делать такой крестный ход и есть ли воля Божия на то, чтобы именно он этим занимался. Так считает президент Автономной некоммерческой организации содействия в организации и проведении крестных ходов «Восхождение» Андрей Бардиж. Он предлагает отвечать на эти вопросы не самостоятельно, а посоветовавшись с авторитетными духовными лицами. И только затем, в случае положительных ответов, следует испрашивать благословения правящих архиереев епархий, по территории которых намечено проложить маршрут. Если же таких епархий несколько — то еще и патриаршего благословения.

«За 17-летний опыт организации длительных крестных ходов у меня еще ни разу не было случая, чтобы Предстоятель отказал, если получены все архиерейские благословения, — замечает Андрей Бардиж. — К сожалению, в 2000-е годы были примеры явно неудачных проектов с замахом на общероссийских статус, которые дискредитировали саму идею крестного хода. Даже если у такого горе-организатора на руках имеется бумага с письменным благословением правящего архиерея и финансовые гарантии полной оплаты всех расходных статей, по пути следования немину­емы проблемы! А на ходу исправлять их уже поздно: в маршруте прописаны все сроки, траектория движения определена. Вообще я бы запретил допускать к организации крестных ходов лиц, хотя бы дважды самостоятельно в подобных проектах не участвовавших: у них просто нет опыта системного решения задач, возникающих по ходу передвижения».

Следующий крайне важный этап подготовки обусловлен Федеральным законом № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 (в редакции от 7 июня 2017 г. ), относящим крестный ход к общественным мероприятиям. Поэтому для получения санкций на его проведение от государственных властей организаторам, строго говоря, следует обращаться ко всем главам муниципальных образований, через территорию которых пролегает намеченный путь. В случае многодневных крестных ходов это десятки и даже сотни адресов. «Поэтому мы прибегаем к упрощенному механизму — весьма ­логичному и ­доказавшему на практике свою оправданность, — ­рассказывает Бардиж. — Официально просим о содействии глав регионов, в которые входят города и районы по маршруту передвижения. Конечно, губернатор — чиновник гораздо более занятый по сравнению с главой района или мэром города, и на наше письмо он может реагировать медленнее. Зато на нем замыкаются все ключевые структуры территории. Лично у меня — а я организовал 10 многодневных крестных ходов — инцидентов с органами государственной власти ни разу не возникало. Наоборот, если действовать по описанному алгоритму, они сами выходят на организаторов и предлагают помощь».

«Местную власть надо заинтересовать, — дополняет Анатолий Хвисюк, принимавший участие в координации нескольких проектов. — Ее представители проявляют больший энтузиазм, если видят в обращении фразы о возрождении исторических традиций, вовлечении молодежи в патриотическое движение, пропаганде здорового образа жизни».

Но мало согласовать само намерение. Для окончательного утверждения в органы власти следует представить «гармошку» — детальный посуточный график передвижения. Это важнейший документ, который составляется по строгому шаблону: время передвижения между населенными пунктами, точки входа и выхода из них, а в их пределах — перечень входящих в маршрут улиц и остановок на них. Причем, чем строже и корректнее составлена эта схема, тем проще потом в случае непредвиденных обстоятельств будет ее скорректировать. «В прошлогоднем крестном ходе мы запланировали проход под Псковом через Никандрову пустынь, — вспоминает Андрей Бардиж. Обитель стоит в глубине от основных дорог, хотя до революции туда ходили пешком из Порхова (это около 25 км пути)». Тропа сохранилась, и по просьбе организаторов шест­вия монахи специально обкосили ее, подготовив к проходу нескольких десятков человек: оводы летом там в траве, свидетельствует Бардиж, попадаются часто, поэтому излишнюю растительность следовало обязательно убрать. Специально сделали даже два новых мостика. Однако пошли непрерывные дожди, и тропу залило водой! «Нам ничего не оставалось, как вспомнить фразу про нормальных героев, которые всегда идут в обход, даром что тот путь вдвое длиннее, — вспоминает Бардиж. — И тут вмешивается полиция: нельзя менять траекторию без согласования! А согласовывать не с кем: пятница, конец рабочего дня. И офицеру полиции не оставалось ничего иного, кроме как под свою ответственность разрешить нам изменить маршрут. Даже выделил машину сопровождения с "мигалкой", поскольку передвигаться нам пришлось по обочине автодороги. В итоге все же пошли на компромисс: на второй день передвижения по скорректированной траектории пересели в автобус. Позднее, конечно, я поехал в местную администрацию и подписал документы об измененном маршруте».

С учетом того что крестному ходу лучше избегать федеральных автотрасс, составление программы-«гармошки» — работа весьма трудоемкая. Если делать ее по всем правилам, то это займет несколько месяцев. Как показывает практика, неразумно планировать в длительном крестном ходе ежедневные переходы свыше 20–30 км (в отдельных случаях, если нет подходящих мест для ночлега, можно доводить это расстояние до 40 км, но 45-километровый суточный переход в этом смысле можно считать предельным, и больше одного такого марафонского этапа на протяжении всего хода устраивать нельзя). Через каждые 10 км (это два с небольшим часа пути) обычно планируется часовой привал. Раз в пять-семь дней — суточная стоянка в монастыре или возле приходского храма; как правило, эти точки «привязываются» к совершению Божественной литургии, за которой всем предоставляется возможность причаститься Святых Христовых Таин.

Несколько опрошенных «Журналом Московской Патриархии» организаторов, зарекомендовавших свою востребованность на протяжении нескольких лет крестных ходов (как одно-, так и многодневных), не смогли вспомнить сколь-нибудь серьез­ных инцидентов при визировании программы крестного хода в согласу­ющих инстанциях. Только заведу­ющий миссионерским и молодежным отделами Горно-Алтайской епархии протоиерей Лаврентий Донбай, уже 11 лет возглавляющий ежегодные крестные ходы «По стопам миссионеров алтайских», поделился одним странным случаем, претендующим на пример-исключение: «Глава администрации села Усть-Камск в Республике Горный Алтай при согласовании маршрута категорически отказался предоставлять нам ночлег, мотивировав это тем, что у них православных нет. Когда же я попросил разрешения на ночную стоянку в пяти километрах от села, ответил также отрицательно. Глава района перенаправил нас на сельскохозяйственную ферму. К огромному нашему удивлению, там нас встретил православный алтаец, который очень обрадовался визитерам, постарался нас принять с максимальным гостеприимством и очень долго благодарил за посещение. Так что, если действовать по четкому алгоритму и с молитвой, маршрут устроится как надо».

Средства обеспечения: транспорт, питание, медобслуживание, финансы

Неразумно предварительно не оценить хотя бы примерную ­величину предполагаемых затрат. И вдвойне самонадеянно отправляться в путь, не представляя себе, какая доля бюджета непосредственно находится в вашем распоряжении. Зависимость общего бюджета длительного крестного хода как от продолжительности, так и от числа участников сложна и нелинейна. Хотя, конечно, в общем случае, чем больше людей откликнулось на ваше приглашение и чем больший путь вы преодолеваете, тем больше денег понадобится.

Здесь в первую очередь стоит учесть неоднородность затрат на том или ином участке пути. Это непосредственно зависит от разных факторов — от помощи благотворителей или принимающих приходов, сложности троп и дорог, средней путевой скорости передвижения и т. д. Понятно, что параметр плотности финансовой нагрузки очень сильно варьируется от одного многодневного крестного хода к другому.

Как ни парадоксально это покажется несведущему человеку, самая, пожалуй, важная материальная компонента современного многодневного крестного хода — это автотранспорт. Автомобиль организаторам требуется еще на подготовительном этапе, причем в случае нового, неизведанного маршрута это условие необходимое. «Сейчас я, к примеру, занимаюсь организацией запланированного на 2018 год многодневного крестного хода Тобольск–Екатеринбург, — говорит Андрей Бардиж. — Передвигаться между двумя этими городами можно по трем разным дорогам. Значит, все их нужно проехать, чтобы выбрать оптимальный путь. За время же самого крестного хода я проезжаю за рулем расстояние, превышающее его протяженность примерно в 20 раз, постоянно перемещаясь между конечными точками различных этапов».

Помимо штабной машины, даже относительно недлинный внутриепархиальный крестный ход невозможен без машины хозобеспечения. Обычно это грузовик (как вариант — «газель», большой автобус, КамАЗ с прицепом, большегрузная фура и т. п., в зависимости от конкретных условий и потребностей), перевозящий личные вещи и «оперативно-тактический» запас питания и медикаментов на несколько дней пути. Сильно ошибается тот, кто думает, будто палатки для ночевки в открытом месте, резиновые коврики-«пенки», чайники и термосы, а также десятки других насущных в длительном пешем путешествии вещей можно нести на себе (подробнее этот вопрос разберем ниже).

В остальном, как говорится, возможны варианты. В случае если колонна растягивается на несколько километров (как это случается во время Великорецкого крестного хода), вдобавок к штабной нужна еще легковая машина координации (иногда и не одна), чтобы решать оперативные вопросы, возникающие непосредственно в ходе движения. Важно это бывает и на нехоженых участках пути.

В Иринарховском крестном ходе легковые машины вообще не задействуются: его духовник настоятель Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов) весь путь вместе с братией проходит пешком. Возможно потому, что маршрут в течение уже многих лет идеально выверен и отработан, а также — за счет предельно четко проводящихся подготовительных мероприятий и относительно малой протяженности пути (весь ход умещается в одну календарную неделю). Монастырь же предоставляет крестному ходу и грузовики. В помощь четырехдневному крестному ходу вокруг Хабаровска настоятелю воинского храма святого великомученика Георгия Победоносца протоиерею Сергию Мещерякову два больших грузовика выделяют пограничники.

«Нам с автомобилем помогает местное отделение общественной организации ДОСААФ, оно же оплачивает бензин и работу водителя, — рассказывает руководитель ежегодного крестного хода "По стопам миссионеров алтайских" протоиерей Лаврентий Донбай. — Еще две машины вынуждены привлекать на волонтерских началах: кому-то компенсируем их использование, кому-то нет». У этого крестного хода своя особенность: Телецкое озеро участники пересекают в течение четырех с половиной часов на пяти кораблях.

Таким образом, на цену использования автотранспорта непосредственно влияет и количество задействованных машин, и необходимость оплаты их аренды, бензина и труда водителя.

Едва ли не сильнее варьируется в зависимости от конкретных условий такая статья расходов, как питание. «Соответствующую подушевую смету следует предусматривать в размере 100–200 руб. в сутки, — замечает Андрей Бардиж. — Но не следует забывать о живущих в нашем народе традициях странноприимства. Исстари одним из самых высоких проявлений любви у православных верующих считалось покормить путников, предоставить возможность им помыться и полечиться, помочь с ночлегом. Такие примеры у нас были». Он вспоминает, как во время крестного хода Екатеринбург–Кострома в Яранске (это в Кировской области) местные прихожане на четыре дня забрали у участников крестного хода все вещи и самосто­ятельно постирали их, да еще при помощи местных предпринимателей организовали автобусную экскурсию в село Великорецкое (через которое проходит одноименный крестный ход) и завезли поклониться святыням местной епархии. «Поскольку мы часто ходим по неизведанным маршрутам, местные у меня иногда спрашивают: что вам потребуется, как вообще принимать крестный ход, мы ведь ни разу с ним не пересекались?! Я отвечаю: сварите картошку (уж с ней-то в любом населенном пункте проблем нет) и положите в нее рыбу (мясо во время крестного хода мы не едим), а нет рыбы — и на том спасибо», — говорит собеседник.

«Особенность маршрута крестного хода "По стопам миссионеров алтайских" в том, что его можно назвать туристическим: он опирается на постоянный географический каркас, но каждый раз немного видоизменяется, — рассказывает протоиерей Лаврентий Донбай. — Бюджет, без которого мы принципиально не начинаем движение, состоит из двух частей: оплата автобусов к месту старта и от конечного пункта до Бийска или Барнаула, а также расходы на питание. Все эти затраты возлагаются на самих участников. В прошлом году с каждого из них собирали по 2500 руб. на питание плюс столько же — на автобусы, бензин и горюче-смазочные материалы». Протоиерею Сергию Мещерякову в крестных ходах вокруг Хабаровска помогает «палочка-выручалочка» в виде пограничников: они предоставляют две военно-полевые кухни, которые передвигаются вместе со всеми, а утром и вечером готовят завтраки и ужины. Похожая схема реализована в Иринарховском крестном ходе. Только там Литургия совершается ежедневно — в приходских храмах, через которые проложен маршрут. Поэтому по отпусте утром участников крестного хода кормят обедом, а вечером — ужином, к месту которого кухня добирается автономно, по шоссе. На биваках же каждый питается самостоятельно.

Практически нет в современных крестных ходах проблем с медицинским обслуживанием: или врач, или медсестра, или фельдшер в его составе, как правило, обнаруживаются, так сказать, автоматически, без специального приглашения. Типичным проблемам со здоровьем мы уделяем место ниже: речь идет о мозолях, сбитых ногах, натоптышах.

Расходы на медицинское обслуживание отнюдь не первенствуют в перечне наиболее затратных статей крестного хода, хотя в общей аптечке всегда должны быть медицинские пластыри, йод и зеленка, а также болеутоляющие средства. Разумеется, следует предусмотреть оперативную связь со скорой помощью или стационарными медицинскими учреждени­ями по всему ходу следования: в многодневных крестных ходах отмечены случаи ДТП (к счастью, летальных исходов не зарегистрировано) и гипертонических и сердечных приступов от большой физической нагрузки. А уж факты сломанных рук и ног исчисляются десятками (причем иногда после таких ЧП люди даже умудряются успешно продолжать путь).

Зато обязательно следует предусмотреть расходы на неподготовленных участников. Ниже мы приводим перечень личных вещей, без которых не рекомендуется начинать движение. Но кто-то обязательно не захватит с собой что-то важное. Значит, компенсировать отсутствие необходимой вещи придется другим участникам. К тому же не стоит забывать о преобладающем социальном составе шествия: несколько недель в пути могут позволить провести себе энтузиасты, не очень сильно привязанные к постоянной работе. Именно поэтому среди участников длительных крестных ходов всегда много пенсионеров и людей с невысоким достатком. Иногда приходится в храмах на пути следования просить теплые одеяла, спальные мешки и резиновые коврики потому, что кто-то не взял их с собой и тем самым переложил свою ответственность на чужие плечи. Зачастую таким людям за счет общего бюджета приходится покупать билет домой или частично компенсировать его стоимость.

Наконец, не стоит забывать о таких важных для современного крестного хода затратных статьях, как информационные буклеты, мобильная библиотечка (займет в пути слишком энергичных, которых на привалах хлебом не корми — дай что-нибудь или кого-нибудь пообсуждать. А к чему посторонние разговоры в молитвенном делании?!) и разработка и поддержание веб-сайта.

Конечно, крестный ход очень редко выступает в путь, располагая стопроцентным бюджетом. Бывает, выручает кружечный сбор, объявля­емый на приходах по пути следования крестного хода. «Но подобное решение нельзя рассматривать в качестве универсального. И вот почему: некоторые настоятели категорически против сбора средств, считая, что из ­прихожан таким образом ­вытягивают ­предназначенные для прихода деньги», — замечает Хвисюк. А вот в ежегодном Коробейниковском крестном ходе (устраивается в Барнаульской епархии с чудотворным списком Казанского образа Божией Матери) участники не платят вообще ничего: финансовая нагрузка распределяется по всем приходам по пути следования (маршрут там каждый год один и тот же).

«В многодневном крестном ходе совокупная затратная смета может достигать порядка миллиона рублей на месяц пути, — резюмирует Андрей Бардиж. — Конечно, к этой оценочной сумме следует относиться с разумной осторожностью. Я всегда за то, чтобы ее часть перекладывать на принима­ющую по пути следования сторону. Тем самым она фактически примет участие в крестном ходе, а уж священники, участвующие в крестном ходе за ее представителей искренне помолятся».

Индивидуальный носимый запас: «улитки» на склоне

Сразу скажем: этот перечень мы подготовили, проанализировав открытые данные на веб-ресурсах самых популярных и массовых многодневных пеших крестных ходов. Мы составили типичный набор, без которого отправляться в дорогу не рекомендуется. В зависимости от конкретных географических и климатических условий список, конечно, может претерпевать изменения. Но в любом случае рюкзак не должен быть тяжелее 10 кг. Что же в него положить?

Просфоры, документы, молитвослов с полным текстом правила ко причащению.

Икона: не рекомендуется брать большую и тяжелую (а также две и более). Для нее лучше заранее изготовить походный киот с лямками.

Ремонтный набор: нитки, иголка и т. п. по необходимости.

Столовые приборы: небьющаяся кружка, нож, ложка, миска, «открывашка», термос 0,5-литровый на человека или литровый на двоих.

Индивидуальная аптечка: валидол, противоревматические и суставные мази, зеленка-«карандаш», йод, бактерицидный пластырь, лейкопластырь, марля и бинт, крем от солнечных ожогов, необходимые лично вам лекарства, пузырек с детской присыпкой, гигиенические принадлежности (мыло, зубная щетка и паста, ножнички, полотенце, туалетная бумага, пара носовых платков), средство от комаров (два-три тюбика), нагреватели «Фумитокс» с пластинами.

Белье: пять-шесть пар носков, несколько комплектов нательного белья, шорты-«велосипедки» из натурального хлопка (надевать швом наружу).

Верхняя одежда: штормовка с капюшоном или накидка от дождя, сменный комплект обычной одежды, теплый комплект (свитер, шерстяные носки, пуховый платок), комплект для присутствия на богослужениях в храме, светлый платок (женщинам) и панама или бейсболка (мужчинам), жилетка с карманами (в ней вам не продует спину на привалах), светлая юбка с карманами (женщинам).

Обувь: две пары непромокаемых кроссовок на один-два размера больше (из-за возможных мозолей и отеков во время передвижения), сандалии или легкие шлепанцы (обязательно хорошо разношенные)!

Ручная кладь: все ваши личные вещи следует упаковать в одно багажное место (например, рюкзак), которое надо обязательно подписать и снабдить опознавательным знаком (яркой лентой, игрушкой), чтобы быстрее находить на привалах.

Походная постель: туристический коврик и одеяло или спальный мешок.

Наколенники: продаются в аптеках по размеру, они защитят ваши суставы и мышцы от перегрузки.

Легкая пища на несколько первых переходов и привалов: шоколад, пакетики с растворимыми супами и кашами, сухарики, хлебцы, печенье, орехи, сухофрукты.

Разумеется, здесь не обойтись без кратких комментариев. Главная деталь гардероба — обувь. Резервная пара необходима на случай, если основная промокла. Иногда в качестве таковой в путь берут резиновые сапоги, но этот вариант на любителя. На кроссовки опытные люди советуют заранее сшить чехлы (от грязи и от дождя) на липучках из болони. Они легко снимаются и сушатся, не занимают много места. Еще два важных совета касаются непосредственной подготовки ступней ног. Не менее чем за две недели до начала крестного хода надо прекратить обрабатывать их пемзой (этот процесс истончает ­кожу, а ее нежные участки пострадают первыми). Точки же самых вероятных мест образования мозолей перед выходом из дома вообще лучше залепить лейкопластырем, а затем ноги намазать жирным кремом и вазелином и поверх надеть хлопчатобумажные носки наизнанку.

Светлая расцветка нижней части верхней одежды объясняется тем, что темное больше любят энцефалитные клещи. Точно в тех же целях дома перед выходом рекомендуется провести противоклещевую обработку низа юбок и брюк.

Документы и необходимые в пути мелочи (медикаменты, бумажные салфетки и т. д.) лучше не нести на себе в большой сумке. Их желательно разложить по карманам, а если их не хватает — сложить в маленькую котомку (поясную барсетку или легкий заплечный мешочек). Можно даже сделать ее самостоятельно — только следует помнить, что она ни в коем случае не должна болтаться в пути «гирей».

Забота о душе, охрана тела

Двигаясь в безлюдных местностях, следует заранее позаботиться об охране «личного состава» (конечно, если крестный ход круглосуточно не сопровождает полиция, но пока что такой вариант, скорее, из области фантастики). Подобная предусмотрительность отнюдь не лишняя и в том случае, если регион вполне цивилизованный, но местное население к визиту крестного хода подготовлено слабо. Ежегодно организуемый протоиереем Лаврентием Донбаем крестный ход «По стопам миссионеров алтайских» традиционно сопровождает казак в полном обмундировании с нагайкой и с травматическим оружием — воцерковленный православный христианин. Но, поскольку он всего один, ночной стан неизменно охраняется караульными, заступающими в три двухчасовые дозорные смены (с полуночи до шести часов утра). Хотя от навязчивых визитеров такой механизм не спасет, от самых неприятных инцидентов при его помощи застраховаться можно. «На пути следования часто подходят пьяные. Некоторые из них бывают весьма настойчивыми, — предупреждает отец Лаврентий. — Один раз встали в алтайском селе. При предварительном согласовании маршрута нам выделили для ночевки клуб. Вечером наведались этнические алтайцы навеселе: мол, зачем вы, русские, к нам заявились, убирайтесь восвояси! Нашим ребятам на такие "претензии" после моего инструктажа как духовника реагировать запрещено, чтобы не ввязываться в опасный конфликт на национальной почве. Селяне покричали-покричали, потом сменили тему: уберите, орут, за собой, чтобы никакого мусора после вас не осталось! Так шумели и стучали всю ночь, под утро "растворились"».

Из сказанного ясно, сколь велика в пути следования крестного хода роль духовника. Разумеется, административными функциями она не ограничивается. Как физические, так и духовные силы необходимо подкреплять участием в Таинствах. Но всех желающих причаститься участников приходской священник в храме на пути следования, особенно если крестный ход многолюдный, исповедовать не в силах! Да и для духовной поддержки лучше знать, что колонну вслед за святыней возглавляет пастырь.

Но хорошо, если руководит крестным ходом лицо в священном сане. А если мирянин? Тогда духовника приходится подбирать из числа добровольцев либо среди клира благочиний, через которые проходит маршрут (в этом случае возможна «эстафета» духовников, передающих крестный ход от одного этапа к другому). Беда только, что на практике эти схемы реализуются с трудом.

Андрея Бардижа несколько раз правящие архиереи приглашали на епархиальные собрания, где ему предоставлялась возможность рассказать о том, как он проводит крестные ходы, и предложить священникам с учетом всех возможных рисков принять участие в ближайших шествиях. В частности, были такие случаи в Екатеринбургской, Курской, Могилевской епархиях. «После моего выступления владыка, как правило, говорит: кто хочет — милости просим, на время крестного хода освобождаю от всех иных послушаний. В зале — две-три руки. Да, они выходят с нами в крестный ход. И на второй день падают от усталости: нет физических сил, хотя желания хоть отбавляй. Поэтому, когда я приглашаю в путь подготовленного, проверенного духовника, понимаю: он вынужден будет ­потратить свой календарный отпуск, — сетует собеседник. — Увы, услышать в некоторых регионах иногда можно и гораздо менее приятные вещи. Иногда духовенство открыто заявляет: мы не знаем, что такое многодневный крестный ход и зачем он нужен, нам в семинариях-академиях этого не преподавали; если наверху благословят — мы все что положено сделаем. Но это все же исключение. Чаще говорят иначе: есть благословение Патриарха — мы, конечно, не против: проходите, но сами участвовать не будем».

Почему возможны подобные казусы? К сожалению, весь комплекс затронутых вопросов до сих пор не отражен на общецерковном уровне. Нет ни типового устава, нет даже памятки, где оговаривались бы права и обязанности участников крестного хода, а также правила взаимодействия и коммуникаций с епархиальным священноначалием, благочинными церковных округов и клириками приходов по пути следования. На предыдущей странице мы приводим примерный текст подобного документа, непосредственно касающийся осуществления крестного хода как общественного богослужения. Текст составлен по опыту самых успешных, зарекомендовавших себя пеших крестных ходов — как много-, так и однодневных. Очевидно, что это только первый шаг к составлению полноценного типового положения о крестном ходе.

Почему столь важно зафиксировать рекоменду­емые правила и уложения? Крестные ходы иногда становятся притягательными для демонстрации политических лозунгов либо же для решения пусть и благих, но откровенно мирских, не имеющих ничего общего с церковными установлениями задач. Невоцерковленный человек посмотрит на такое событие и спросит: а чем ваш так называемый крестный ход отличается от гражданской манифестации? Например, в северной российской столице движение «Трезвый фронт» проводит крестный ход трезвенников. Известны крестные ходы против абортов... «Я спрашиваю: а других проблем разве нет? А против наркотиков что — будет еще один крестный ход? — рассуждает Андрей Бардиж. — Подобный подход ограничивает крестный ход пусть и важной, но какой-то одной частной стороной нашей жизни. Верующие люди идут с молитвой — значит, молятся о милости в отношении всех человеческих грехов, которые мы совершаем».

Кстати, молитвословия во время движения — еще один предмет для дискуссий. Обычно духовник благословляет читать нараспев молитву Иисусову. Но вот, например, второй пункт весьма объемного документа «Практические указания к Великорецкому крестному ходу», который организаторы настоятельно рекомендуют подробно изучить каждому перед выходом в путь, гласит буквально следующее: «Иисусова молитва в Великорецком крестном ходе не благословляется, цель крестного хода — прославление Николая Чудотворца. Читаем акафист». В скобках, правда, здесь можно было бы заметить, что прославление святителя Николая в лике святых (а какое еще смысловое значение у этого слова может быть в Церкви?!) случилось много веков назад, и произошло это отнюдь не в рамках Великорецкого крестного хода.

Спринт: однодневный формат

Не должно быть места в крестном ходе агитации в поддержку или против тех или иных политических движений или направлений. Особенно резонансными подобные эпизоды могут быть в многолюдных однодневных крестных ходах в крупных населенных пунктах, ежегодно привлека­ющих внимание СМИ. Минувшей осенью Александро-Невский крестный ход, который традиционно проходит по главной улице Санкт-Петербурга в день памяти святого благоверного князя 12 сентября (кстати, вообще рекордный среди всех подобных мероприятий в России, собравший в 2017 году 100 тыс. участников), «отметился» чужеродным лозунгом «Матильда — пощечина русскому народу». Справедливости ради, это единственный подобный казус за всю пятилетнюю историю этого возрожденного крестного хода, учрежденного еще императрицей Елизаветой Петровной.

«Как я понимаю, эта провокация была заранее запланирована, — говорит руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. — Участвует в нашем крестном ходе и движение "Православные против абортов". Но без соответствующих слоганов на растяжках и транспарантах. У Александро-Невского крестного хода есть постоянный девиз: "Вера. Традиции. Единство", который широко представлен в социальной наружной рекламе за несколько недель до самого мероприятия. Городские власти в день памяти небесного покровителя Санкт-Петербурга заменяют рекламу на улицах нашими модулями, а также размещают рекламу в метрополитене».

От возможных околополитических провокаций Александро-Невский крестный ход защищает подробное положение о его проведении, которое принял оргкомитет хода и благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В частности, этот документ закрепляет использование только канонических православных икон, а среди гражданских символов — лишь государственный флаг Российской Федерации и исторические российские флаги (например, Андреевский стяг). Подобное масштабное событие, связанное с временным перекрытием оживленной транспортной артерии мегаполиса, невозможно без всемерной поддержки городских властей. Достаточно сказать, что для Санкт-Петербурга уже 10 лет дата перенесения мощей святого благоверного Александра Невского 12 сентября — праздничная (в светском календаре это день Ништадтского мира). Параллельно, поскольку соборный храм Александро-Невской лавры до революции считался орденским (наряду с ­Князь-Владимирским, Андреевским на Васильевском острове и храмом Симеона и Анны), в этот день Церковь и светские власти сообща еще и чествуют кавалеров ордена Александра Невского. Помогает город и с телетрансляцией, и с гигантскими ­экранами на площади Александра Невского (100-тысячную толпу она вместить не в состоянии, поэтому многие крестоходцы участвуют в молебне, остановившись далеко от нее на проспекте). Как ни странно, второй по массовости однодневный крестный ход — памяти святых царственных страстотерпцев по маршруту Екатеринбург — Ганина Яма, устраиваемый в ночь с 16 на 17 июля, — проводится исключительно епархиальными силами.

Основательной историей может похвастаться однодневный крестный ход с Албазинской иконой Божией Матери по Благовещенску. По инициативе епархиального священноначалия его учредили еще 25 лет назад в воспоминание проводившегося до революции многодневного крестного хода с этой святыней. Сейчас в Благовещенске крестные ходы с Албазинской иконой бывают дважды в год — в ее праздник 22 марта и в день воспоминания чудесного избавления города от китайской угрозы в 1900 году (1 или 2 августа).

А вот состоявшийся 6 сентября 2014 года большой крестный ход от Успенского собора Московского Кремля до Высоко-Петровского монастыря, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл, новой московской традицией не стал. Вернее, он породил традицию, но немного иную: благодаря празднику «Петровки» горожане гораздо лучше узнали историю основания старейшей московской обители, и теперь крестные ходы вокруг квартала на пересечении улицы Петровка и одноименного бульвара в дни памяти святителя Петра 6 сентября и 3 января собирают множество верующих.

Серьезные традиции однодневных крестных ходов накоплены также в Архангельске (памяти новомучеников и исповедников, а также памяти святых царственных страстотерпцев), в Подмосковье (от Ильинского до Усова в память преподобномученицы Елисаветы)... Но чем сотню раз услышать и прочитать, лучше один раз самому собраться в путь и искренне помолиться!

С деятельностью Православного общественного совета по организации крестных ходов «Посох» можно ознакомиться по ссылке. Группа Вконтакте: vk.com/posoxperesveta, эл. почта: posoh@todn.ru

Об истории Тутаевского крестного хода, об уникальном чудотворном образе Всемилостивого Спаса и о том, как стать его участником, читайте здесь.

10 главных правил для участников крестного хода

1 Руководитель крестного хода назначается священноначалием и обеспечивает проведение — всю организацию и управление (регламент, порядок и режим движения, питание, лечение, ночлег, распределение послушаний, прочие необходимые действия).

2 Духовник крестного хода назначается священноначалием, при его болезни и отсутствии избирается участниками из идущих в крестном ходе священников. Он организует богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит крестный ход, обеспечивает духовное окормление участников.

3 К участию в крестном ходе с разрешения руководителя и благословения своих духовников, настоятелей, духовника крестного хода допускаются все желающие, внешний вид и поведение которых соответствуют смыслу события и православным традициям.

4 Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, каких-либо объединений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.

5 Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее идут священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поются молитвословия.

6 Крестный ход — молитвенное шествие. Поэтому желательно участвовать в общем молитвенном пении или хотя бы не мешать молящимся посторонними разговорами.

7 В крестном ходе всё делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника (в пределах их полномочий).

8 Будьте внимательны к идущим рядом.

9 Участники, которые болеют и не могут идти или нарушают указанные правила, пост, «сухой закон», дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят, должны покинуть крестный ход.

10 По окончании крестного хода все организованно возвращаются домой.

25 декабря 2018 г. 13:50
Ключевые слова: крестный ход, молитва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи