Пройдя через долгие годы жизни в нерелигиозном обществе, наш народ постепенно приобщается к тем величайшим ценностям, которые хранит отечественная духовная культурная традиция.
А что формируют эти ценности? Они формируют наше мировоззрение. Человек без мировоззрения — как марионетка, его можно дергать и заставлять делать все, что хочет тот, кто воздействует на этого человека. Для того чтобы быть сильным внутренне, успешным, для того чтобы общество было солидарным, сильным, для того чтобы страна была великой, у нас должна быть четкая и ясная система ценностей.
И предмет «Основы православной культуры», как и вся работа Церкви, нацелен на то, чтобы народ наш не изобретал новую систему ценностей, не искал некую новую идеологию, а используя огромные возможности своей собственной духовной культурной традиции, сформировал такие убеждения у молодого поколения, которые бы, с одной стороны, сочетали все необходимое для участия в жизни современного общества, а с другой стороны — дали бы мощный духовный базис.
Я глубоко убежден в том, что преподавание основ православной культуры в школе, работа воскресных школ в нашей стране, работа православных учебных заведений, средних и высших, вносит очень важный вклад в это большое дело. И в связи с этим трудно переоценить значение олимпиады. Это, с одной стороны, очень важный показатель того, что происходит на уровне сознания молодежи, а с другой стороны — это некий способ формирования убеждений; поэтому значительное увеличение количества участников я воспринимаю как весьма положительное явление.
Сегодня Церковь приступает к широкомасштабной программе подготовки социальных работников.
Исторически православный приход был центром социальной жизни народа. Недаром, когда начался страшный эксперимент с русской деревней и ее решили разрушить, то начали с закрытия деревенских храмов и приходов, потому что приход — это система, которая объединяла народ вокруг единых, общих для всех ценностей, и очень часто на основе православного прихода развивались, как мы сегодня бы сказали, различные социальные программы. Тогда это так не называлось — люди просто творили добрые дела, учили детей и молодежь, помогали друг другу материально. На базе приходов иногда проходили сельские сходы, где принимались очень важные решения, касающиеся жизни людей, — приход был центром социальной жизни народа.
Очень важно вернуть эту роль православному приходу. Именно поэтому я предложил, чтобы в каждом православном приходе в будущем — но начинать эту работу надо уже сейчас — помимо священников, диаконов, певцов, регентов непременно были социальные работники, молодежные руководители, педагоги. Потому что необходимо развивать и социальную, и образовательную деятельность прихода, а также крайне необходимо развивать работу с молодежью.
Для того чтобы поднять этот огромный груз, необходимы специалисты. Мы надеемся, что с Божией помощью со следующего учебного года в Православном Свято-Тихоновском университете будет открыт специальный факультет, готовящий социальных церковных работников, молодежных лидеров, педагогов. И если кто-то из тех, кто выиграл Олимпиаду, захочет поступить в университет и посвятить свою жизнь великой цели духовного преображения нашего народа, мы будем счастливы, потому что без молодых специалистов, которые будут профессионально работать, получая за это достойную зарплату, невозможно справиться с теми задачами, которые перед нами сегодня стоят.