В Издательском Совете Русской Православной Церкви 17 февраля прошел круглый стол «Роль издательской деятельности в укреплении церковно-государственных и общественных связей» памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). С докладом на тему «Церковно-археологические музеи в России. Прошлое, настоящее, будущее» выступил известный реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков. Мы публикуем в сокращении текст его выступления.
Памятники истории и культуры Пскова — одного из древнейших русских городов — за последние десятилетия пришли в состояние полного упадка. Псков, возрожденный после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года — времени изгнания отсюда немецко-фашистских оккупантов. Разве может не возмущать тот факт, что местные реставрационные мастерские, со своим славным прошлым, строят жилые дома в нескольких десятках метров от уникальных архитектурных памятников? Псковские власти позволили рядом с шедеврами древнего зодчества, в том числе и у стен кремля, понастроить целые кварталы псевдоскандинавских таунхаусов, уничтожив сами основы заповедности древнего города. Руководители «Псковреконструкции», ничтоже сумняшеся, пробивают огромное отверстие в стене только что открытого археологами храма XVI века, дабы провести тепломагистраль.
В двадцати метрах от жемчужины древнерусского зодчества — церкви Богоявления в Запсковье (XV век) — построена гостиница класса «люкс», а стены храма сгнили и разрушились. Много лет мы добивались его восстановления, и добились, как говорится, на свою голову. Увлеченные жилищным строительством, псковские реставраторы и намека не оставили на древнюю обмазку стен, свойственную лишь псковским храмам, сделав вместо научного воссоздания первоначального облика постройки своеобразный «евроремонт».
Удивительно, но священноначалие Псковской епархии словно не замечает трагедии гибнущего древнего города, а только подливает масло в огонь своими, мягко сказать, неадекватными поступками. Получив возвращенный епархии храм Успения от Парома (XV век), стоящий напротив кремля, обрели священники и уникальную звонницу того же времени. Много лет в ней находились мастерская и кузница легендарного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова — одного из тех, кто поднял город из послевоенных руин. Выброшенный на улицу, мастер недолго прожил на этом свете. Многие годы звонница резала глаз своей неухоженностью и запущенностью. С помощью городского Управления внутренних дел удалось восстановить первоначальный облик памятника и оснастить его специально заказанными колоколами. Владыка Евсевий пообещал помочь музею открыть в звоннице экспозицию, посвященную реставрационным работам В.Смирнова, и возродить жизнь кузницы. Однако сразу же после торжественного открытия звонницы он передумал и заявил о том, что она снова станет складом под арбузы и помидоры.
Несколько лет назад безграмотно смонтированная система отопления Троицкого кафедрального собора вызвала катастрофическое разрушение икон, украшающих его интерьер. Куски осыпающегося грунта выметались веником и выбрасывались. Разрушился даже написанный архимандритом Зиноном иконостас Серафимовского придела. Когда музейщики и реставраторы попытались протянуть духовенству руку помощи, ответом им было поразительное безразличие. Зиноновский иконостас был отдан шабашникам, практически уничтожившим его первоначальный облик.
Интерьеры древних псковских храмов, некогда любовно и осмысленно восстановленные здешними реставраторами, подвергаются сегодня перестройкам с учетом насущных нужд церкви. При этом утрачивается их первоначальный облик. В Крыпецком и Снетогорском монастырях ведется современное строительство без какого-либо согласования со специалистами.
Обидно мне становится всякий раз, когда после работы в Великом Новгороде — где радует глаз и великолепный музей с одной из лучших в мире коллекцией икон, и возвращенный Церкви Софийский собор, в иконостас которого помещена чудотворная древняя икона «Знамение» (за ее состоянием следят музейные сотрудники), и ухоженные храмы в различных уголках города, — возвращаюсь я к руинам бесконечно любимого и ставшего за полвека жизни в нем родным Пскова. Великий Новгород, Ярославль, Вологда нашли возможность разумного сосуществования Церкви и музеев. Конечно же, и в этих городах есть свои проблемы и недоговоренности, но в них нет тлена и разрухи, буквально окутывающих силуэты древнего Пскова...
В первые годы возрождения традиций иконописного искусства в России мне посчастливилось сблизиться с тогдашним насельником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном и наблюдать за подвижнической деятельностью одаренного иконописца, всякий раз восхищающего своим мастерством и глубокой духовностью. Позднее, став настоятелем Спасо-Мирожского монастыря — древнейшей псковской обители, отец Зинон создал в ее стенах условия для плодотворной работы церковно-археологического музея.
Известный реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов, открывающий древние фрески Спасо-Преображенского собора, описывал мне благополучное сосуществование монашеской братии, музейных работников и реставраторов. Меня радовало, что возрождаются традиции сотрудничества Церкви и ученых, посвятивших себя сохранению культурного наследия Древней Руси.
Мой учитель, известный исследователь и реставратор иконописного наследия Н.П. Сычев, когда-то рассказывал мне о тех счастливых временах, когда он вместе с архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) и блестящим ученым, специалистом в области древнерусского искусства А.И. Анисимовым закладывал основы Новгородского историко-художественного музея-заповедника. Архиепископ Арсений, по словам Н.П. Сычева, был на удивление активен и заинтересован в судьбе церковно-археологического музея, создаваемого в его епархии. (В годы гонений на Церковь он погиб от рук большевиков, а в наше время причислен к лику святых новомучеников.) Сегодня Новгородский музей — один из самых богатых, научно оснащенных и благополучных заповедников России. В знак благодарности архиепископу Арсению на одном из музейных зданий Новгородского Кремля открыта мемориальная доска.
Деятельность архимандрита Зинона напоминала мне деяния владыки Арсения. Но, к сожалению, благородная деятельность самого одаренного иконописца России не пришлась ко двору псковского владыки, и теперь мастер украшает монастыри и храмы в дальнем зарубежье. В настоящий момент о. Зинон подвизается на Святой горе Афон, где расписывает храмы греческого монастыря Симона Петра. А в Мирожском монастыре, как и почти во всех храмах Псковской епархии, и намека нет на плодотворное сотрудничество реставраторов, археологов и музейных работников со священниками.