выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Культура
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  29 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Практика клироса. К восстановлению традиции

Восемь лет назад несколько энтузиастов, неравнодушных к проблемам развития богослужебного пения, решили возродить широко известный до революции журнал «Хоровое и регентское дело». Издается он на Украине. О преемственности традиций и современных проблемах клиросного ремесла «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный редактор журнала «Регентское дело» Александр Лебедев.

 — Александр Юрьевич, журнал «Хоровое и регентское дело», который выходил в начале XX века, имел большое влияние на жизнь Церкви и до сих пор интересен специалистам в области духовной музыки. Что это было за издание?

— Оно было основано в 1909 году воспитанником Московского Синодального училища Петром Алексеевичем Петровым (творческий псевдоним Петров-Бояринов), известным регентом, издателем и журналистом. Журнал выходил вплоть до событий 1917 года, а в 1922 году его создатель погиб в Петрограде.

Издание было частным, появившимся по личной инициативе учредителя. Это была первая попытка объединить практические наработки известных регентов, церковных музыкантов и ученых своего времени. В нем печатались Сергей Прокофьев, Александр Никольский, Александр Гречанинов, Виктор Калинников, будущий основатель палеографической советской науки Антонин Преображенский. В журнале публиковались и фундаментальные научные труды, например статьи Степана Смоленского или работы протоиерея Димитрия Разумовского. Таким образом, издание объединяло все прогрессивные силы того времени.

Помимо этого, журнал был площадкой для общественного обсуждения острых проблем приходской и клиросной жизни. В редакцию приходили просьбы о помощи, актуальные репортажи с мест. Так как журнал не был официальным изданием, на его страницах могли звучали разные мнения рядовых служителей Церкви со всех уголков Российской империи.

Это издание является ценным и для современных музыкантов, как церковных, так и светских, потому что здесь запечатлены живые свидетельства о том, как развивалась церковная певческая традиция в начале XX века и как общественные потрясения влияли на мироощущение людей.

Поэтому не случайно на страницах журнала, который мы издаем сегодня, публикуются отрывки из дореволюционных номеров «Регентского дела»: сейчас мы переживаем похожие времена. Тогда силы Церкви были направлены на возрождение искусства Святой Руси и это закончилось так называемым периодом «Русского ренессанса». Хотелось бы, чтобы и наши современники смогли осмыслить истоки духовной музыки и возродить традицию на современном этапе.

— Какие актуальные задачи, кроме публикации ценных архивных материалов, стоят перед новым, возрожденным журналом «Регентское дело»?

— Как практикующий регент, я могу свидетельствовать о том, что сегодня есть необходимость в регентах и певчих, ведь открывается множество новых храмов. После того как распался СССР, мы потеряли связи друг с другом, церковные музыканты оказались разобщены и ограничены своими местными возможностями. Так что сегодня просто необходим журнал, который объединил бы усилия церковных музыкантов нового поколения.

Начиная выпускать журнал, мы решили, что не будем делать его узкоспециальным. Поэтому у нас в издании есть и подборка из отрывков святоотеческих писаний, посвященных духовным основам клиросного искусства, и популярные материалы о музыке, и даже художественная проза, описывающая церковный быт. Одним словом, была предпринята попытка сделать интересный музыкальный альманах, непосредственно включенный в приходскую жизнь.

— Журнал выходит с 2004 года. Произошли ли за это время изменения в организации регентского дела? Есть ли прогресс?

— Конечно, церковное искусство развивается. Но проблема в том, что начинать возрождать клиросное ремесло приходилось с нуля, мы практически не имели живой певческой традиции.

Как известно, регентским делом приходилось заниматься всем: остро не хватало специалистов, да и сейчас их не хватает, особенно в сельских храмах. Поэтому по-прежнему перед нами стоят задачи просвещения: осознание особого места регентского и певческого ремесла в жизни Церкви, привлечение и обучение специалистов. Несмотря на годы возрождения, можно сказать, что мы находимся еще только в начале пути. Конечно, есть высокопрофессиональные коллективы, замечательные хоры и регенты. Но сейчас необходимо поднимать общий уровень. Регенты и певчие в маленьких городах и селах не имеют возможности не только получить хорошее образование, но и даже узнать о том, что происходит в области церковной музыки, они «варятся в собственном соку», что отрицательно сказывается на их профессионализме.

Даже профессиональные музыканты, которые десять лет назад пришли на клирос, обладая мастерством, не имели специфического опыта, им приходилось «изобретать велосипед». Хотелось бы, чтобы новое поколение церковных музыкантов избежало такой участи и имело под рукой хотя бы необходимый круг теоретической и нотной литературы.

Мы ставим перед собой задачу печатать полезные практические материалы и создать площадку, где музыканты не только из разных областей России, но и со всей территории русского мира могли бы обмениваться опытом. К сожалению, пока мы не можем похвастаться такой универсальностью, наших частных усилий недостаточно. Нужен координационный центр по сбору певческих материалов со всей канонической территории Московского Патриархата, это стало бы мощным толчком к развитию певческого мастерства.

— Какие новые материалы, полезные для практикующих служителей клироса, появились за последнее время в вашем журнале?

— Наша постоянная рубрика — нотная вкладка, содержание которой связано с церковным календарем. В ней регент может найти редкие старинные песнопения, интересные сочинения современных авторов, узнать традиции напевов разных монастырей. Также все наши подписчики получают специальное нотное приложение. Я считаю такую практическую помощь очень важной, так как именно через приобщение к высоким образцам церковной музыки можно воспитать хорошего музыканта. Ведь сегодня пишут очень много церковной музыки, но разобраться в ней достаточно сложно, далеко не вся она подходит для богослужения.

У нас есть несколько талантливых авторов, например регент Кирилл Постернак из Москвы, который написал для нас цикл статей о знаменном пении. Очень ценна для нас серия очерков по общеевропейской истории полифонии, которые опубликовал известный церковный композитор Владимир Файнер из Харькова, пропагандирующий и иллюстрирующий своим творчеством возможность применения полифонического письма при сочинении богослужебной музыки. Нельзя не упомянуть труды и статьи регента Воскресенского собора города Майкопа Светланы Хватовой, кандидата искусствоведения, давно и плодотворно сотрудничающей с «Регентским делом»; оригинальные научные публикации Льва Игошева, хранителя фондов Синодальной библиотеки в Москве.

Церковное пение сегодня нельзя оценить с какой-то одной позиции — оно очень эклектично. Поэтому нам важно, чтобы на страницах журнала выступали авторы из разных городов, регионов и стран: из России, Белоруссии, с Украины. Тогда мы имеем живую реальную картину. Мы не замыкаемся на каком-либо одном музыкальном стиле, а пишем о самых разных явлениях.

Также мы считаем важным публиковать из номера в номер теоретические работы по истории церковной музыки. Так, у нас уже вышел полностью фундаментальный труд Ивана Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», «История русского церковного пения» протоиерея Димитрия Разумовского, работы протоиерея Василия Металлова, «Хор и управление им» Павла Чеснокова, «Управление церковным хором» Николая Ковина.

Эти книги по-прежнему редки в библиотеках, а уж в провинции их достать просто невозможно. Между тем каждый грамотный церковный музыкант обязан их знать, так как они дают понимание основ нашей богослужебной традиции, в которой пение, как озвученное слово Божие, играет важнейшую роль. Сейчас необходимо прежде всего поднимать культурный уровень наших клирошан.

— Кто ваши читатели?

— Думаю, наши материалы актуальны для широкого круга православных людей. Их могут читать не только музыканты, но и простые прихожане храмов. Журнал по подписке получают многие ведущие светские музыкальные вузы — студенты с большим интересом изучают наши публикации, ведь практическая сторона церковной музыки им не известна. Возможно, это поможет им когда-нибудь заинтересоваться клиросом и с практической стороны.

— Как вы намерены развивать издание в будущем?

— Мы хотим добиться обратной связи. Чтобы регенты почувствовали, что это не просто сборник информации, ученый альманах, а место для общения, обмена мнениями и опытом, мы ждем писем читателей. Потенциал у журнала огромный, ведь богослужебное пение и является важнейшей частью Литургии, так что впереди у нас много работы.

Беседовала Антонина Мага.

 

Непаханая целина

О насущных задачах, которые призван решать журнал «Регентское дело», рассуждает научный консультант издания, уставщик Киевского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Спиридон (Письменный):

Регентское дело — особая, важная и неоднозначная часть жизни Церкви. К огромному сожалению, в настоящий момент это — непаханая целина. Возрожденный к жизни журнал «Регентское дело» призван прежде всего объединить регентов и певчих и дать им осознание того, что они не являются музыкальным придатком, оформлением служения Богу, а напротив, должны быть неотъемлемой и равнозначной другим частью богослужения.

Зачастую регента в одном городе не знакомы друг с другом, не говоря уже о пределах собственной епархии. Не имея центров координации, они вынуждены заниматься всеми вопросами: от формирования репертуара до социального обеспечения своего певческого состава. Зачастую на них ложится и вся уставная деятельность клира. Где уж тут вырабатывать совместные концепции развития клиросного послушания и сохранять традиции, сложившиеся в том или ином регионе, а особенно — отличать те, которые необходимо сохранять, от тех, которые нужно как можно скорее свести на нет. Кроме того, выработка как музыкального, так и общецерковного вкуса тоже требует приложения определенных усилий, именно поэтому журнал публикует и специальные статьи, и художественные произведения из церковного быта.

Вот такие задачи стоят перед музыкантами, которые сегодня подвизаются на клиросе. И они требуют решений, которые зачастую можно выработать только через совместное обсуждение актуальных вопросов теории и практики певческого служения. К сожалению, материальная база журнала основывается на практически голом энтузиазме его издателей, и он малоизвестен в регентских кругах. Но мы надеемся, что постепенно он станет и дискуссионным органом, а не только информационно-методическим. Просто история показывает, что ничего сразу не делается. Дискуссии о пении в Церкви активно ведутся на просторах интернета, но вместе с тем полезно иметь под рукой «бумажный» вариант нужной статьи или обсуждения, это особенно актуально в глубинке, где как раз такие журналы, как «Регентское дело», пока, как правило, недоступны. Таким образом, журнал работает, если можно так выразиться, на перспективу. Поэтому мы просим молитв всех заинтересованных в решении животрепещущих вопросов современности регентского и певческого дела, чтобы журнал «Регентское дело» не только не ушел в небытие, а стал необходимым и желанным органом общения и распространения знаний для регентов и певчих. И приглашаем к сотрудничеству всех, кто может и желает выразить свое мнение или поднять какой-либо вопрос для обсуждения и выработки самого приемлемого решения проблем дела церковного пения.

 

Доля певчего

В дореволюционном журнале «Хоровое и регентское дело» появлялось много материалов на злобу дня: о материальных проблемах служителей Церкви, о просвещении, о секуляризации культуры.

Так, в одной из статей 1909 г. 18-летний Сергей Прокофьев (под псевдонимом Фуга) весьма иронично рассказывает о нелегкой жизни певчих:

«Церковные певцы были всегда бесправными существами. На них всегда смотрели как на людей, занимающихся каким-то маленьким, едва ли кому-нибудь нужным делом. Певчие всегда и во всем были на заднем плане; с них только всегда требовали все, начиная с о.о. настоятелей, ключарей и старост и кончая чуть ли не сторожами. Случится какое-нибудь церковное торжество (престольный праздник, освящение храма и т.п.) — начинают думать о том, как и кого пригласить, чем угостить, где посадить; и приглашают, и сажают всех до псаломщиков включительно; забывают только о певчих.

А эти певчие трудились больше всех: их мучили на спевках, их заставили стоять несколько часов кряду, им все только приказывали: но никто не подумал о них, как о людях, приносящих в десять раз больше пользы, чем разные правители, секретари и экономы. Обо всех думают, только о певчих — никогда. Тому — квартира, другому — прибавка жалования, третьему — наградные, четвертому еще что-нибудь, а о певчем никто и не вспомнит; о нем вспоминают лишь тогда, когда нужен его труд. Не хватает в церкви средств, на чем соблюсти экономию? Конечно, на певческом жаловании: сократить хор, уволить несколько человек. Нужны в церковь новые облачения, утварь — где взять денег? Оттянуть от певчих.

Благодаря всему этому, церковные хоры далеко не отвечают своему назначению, а в регентах и певчих остаются лишь всякие неудачники; а если и встречаются среди регентов люди талантливые, высокообразованные, то явление это объясняется двумя причинами: или такой регент до фанатизма предан своему делу и поэтому готов не замечать тяжелых условий своей службы, или же он попал в такое место, где сумели оценить в нем человека, руководящего делом огромной важности, которым нужно дорожить и которого, следовательно, нужно обставить соответствующими условиями. Если нет наличности двух этих причин, то хорошие регенты и интеллигентные певчие бегут от своего дела, при первой к тому возможности».

 

29 сентября 2011 г.
Ключевые слова: знаменное пение, музыка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи