выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Культура
На съемках фильма "Орда"
23 июня 2012 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Москва посмотрела на "Орду"

В рамках 34-го Московского кинофестиваля в кинотеатре "Художественный" состоялась премьера фильма "Орда" (режиссер - Андрей Прошкин, генпродюсер - Сергей Кравец). 

Картина рассказывает об одном из эпизодов из жизни святителя Алексия, митрополита Московского, чья жизнь пришлась на время, когда Древняя Русь изнывала от междоусобной вражды и монголо-татарского ига. Фильм снят в нетрадиционной для "духовного" кинематографа манере. Тема веры, по словам кинокритика Кирилла Разлогова, центральная, но не самая главная. Действительно святитель Алексий появляется в кадре где-то на второй трети фильма. А зритель наблюдает за событиями как бы находясь внутри Орды, являясь одним из ее жителей. Он видит, как в Сарай вслед за другими колдунами приходит "русский колдун", как у него не получается сотворить чудо, как его публично унижают и отправляют работать вместе со всеми пленниками, а затем убивают за него каждый день одного из русских рабов ("Мало мучается? Пусть мучается сильней"). Как он изнывает от холода и жары, от жажды и голода. И в страшную грозовую ночь молится под ливнем, валяясь в грязи. Но для православного сердца все выглядит иначе. В центр варварской жизни со всем ее грубым, жестоким рационализмом вплоть до фонтана крови из обезглавленного тела и убийств ближайших родственников ради власти, приходит русский пастырь, чтобы своей молитвой исцелить от слепоты языческую царицу - Тайдулу (Роза Хайруллина). В случае неудачи его ждет не только смерть, но и очередной набег татарского войска на Москву. Этот сюжет — точка в культурном пространстве, где авторы, вслед за фильмом "Остров", еще раз пытаются рассказать о встрече двух миров - духовного и материального.

 

"Мне важно было сказать, что не в силе Бог, а в правде. Это картина о жертве, картина о слабости, которая перемалывает силу, о том, что Бог на заказы не отвечает, кто бы их не делал и что зло имеет тенденцию к самоистреблению. Как бы долго оно не существовало",- сказал на пресс-конференции сценарист Юрий Арабов.

"Для меня наиболее значимо в этой роли (это первая роль актера в кино), что не смотря на все сомнения, которые испытывает этот человек, в нем есть очень ценное качество - он совершает гражданский поступок, - сообщил ЦВ исполнитель роли святителя Алексия - Максим Суханов. - Ответственность перед своей паствой для него - наипервейшая. Как точка отсчета и для его жизни, и для его веры. Святитель Алексий совершает гражданский поступок суть которого в том, что он согласился пойти в Орду, и  не уходит оттуда, хотя чуда не произошло, чем вызывает удивление хана. Он терпит издевательства, физические лишения, но остается в Сарае. Я думаю, его душой двигало желание, чтобы всем остальным не стало хуже и тем самым он жертвует собой ради других".

"Я высоко оцениваю эту картину, поскольку ее выбрали на конкурс,- заявил ЦВ кинокритик Кирилл Разлогов. - Что касается содержательного аспекта и концепции — все это вызовет дискуссии, в том числе и противоречивые. В художественном плане, конечно, варварские сцены производят значительно большее впечатление, чем христианское смирение. Но это неизбежно. Ведь во многих художественных направлениях отрицательные персонажи получаются интересней положительных, т.к. положительные не дают так глубоко показать характер. Правда, Максим Суханов делает для этого все возможное. Тема веры в "Орде" хоть и является центральной, но не по сути не самая главная, потому что наибольшее внимание уделяется варварскому миру, окружающему героев. На мой взгляд- это столкновение варварства с цивилизацией в облике христианства. На Каннском фестивале "Орда" вызвала интерес. Думаю- судьба фильма будет интересной , это видно уже по дискуссиям на пресс-конференции, а споры и дисскусии для нового произведения искусства -самое главное". 

Авторы фильма постарались с максимальной точностью передать антураж и дух той эпохи, хотя по словам Андрея Прошкина "до нашего времени дошли очень скудные сведения о ордынской жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей — приходилось додумывать или создавать с нуля. Но в поведении людей я отталкивался от современности". Однако вопросы, которые ставит этот фильм, не имеют срока давности: какой должна быть молитва? В чем источник ее силы? Какова мера ответственности одного, хотя и облеченного духовной властью человека за судьбу своей паствы? Как совершить то, что не мере твоих человеческих сил? Фильм не дает прямых ответов на них, может быть для того, чтобы зритель подумал об этом сам.

Справка

Бюджет картины 12 млн.долл. Съемки проходили в Астраханской области при жаре более сорока градусов в тени. В широкий прокат картина выйдет в сентябре.

 

23 июня 2012 г. 16:00
Ключевые слова: история, кино, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи