выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Церковь
Восстановление поруганного креста в Архангельске. 16 сентября 2012 г.
ЖМП № 10 октябрь 2012 /  7 ноября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Испытание нашей веры: слово Церкви в защиту святынь

За последние полгода совершен ряд актов вандализма в отношении православных святынь. Но "бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, появления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы", говорится в заявлении ВЦС Русской Православной Церкви. Почему такие случаи участились именно сегодня и как реагировать на подобные бесчинства православному человеку? Об этом размышляют священноначалие, духовенство, миряне тех епархий и храмов, где произошли подобные случаи.

Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира:

Эти люди сами отлучают себя от Церкви

С духовной точки зрения две акции — спиливание сразу после праздника Происхождения древ честного креста Господня поклонного креста (установлен над Майданом Незалежности) и осуществленная femen'истками на Страстной седмице на колокольне Софийского собора акция — это искушение, испытание нашей веры. Прежде всего испытание ее соответствия Евангелию и опыту святых, прошедших через гонения и страдания за Христа. В этом смысле нам, живущим в обществе безудержного потребления и комфорта, необходимо вспомнить об опыте мучеников и особенно новомучеников ХХ столетия. Наверное, не случайно эти события произошли в год 75-й годовщины ставшего нарицательным 1937 года, а спиливанию подвергся крест, установленный в память жертв богоборческого режима. Следует подчеркнуть: проводящие такие акции люди сами сознательно отлучают себя от Церкви. Более того, своими действиями они демонстрируют, что к Церкви не принадлежат.

Безусловно, эти события оскорбляют наши религиозные чувства. И Церковь не может не реагировать на них, не может не классифицировать их как кощунственные и провокационные. Однако наша реакция не медийная, не политическая, а церковная, евангельская. Мы реагировали и будем реагировать так, как реагировал Господь на действия распинавших Его на кресте людей. Он обращался к Богу в молитве со словами: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 33). Церковь будет молиться, чтобы благодать Божия коснулась сердец и этих несчастных и они вернулись к Богу и в спасительную церковную ограду.

Нас часто спрашивают: если преступников задержат, примите ли участие в их исправлении, воспитании? Это возможно лишь в том случае, когда преступник сам обращается за помощью к Церкви. Насильно ведь никого не исправишь и не перевоспитаешь. А нам самим хочется пожелать всегда оставаться христианами и в словах, и в поступках. И тогда может произойти то, что невозможно людям, но возможно Богу: умягчение злых сердец и перемена ума заблудших (именно так переводится с греческого слово "покаяние").

Даниил, митрополит Архангельский и Холмогорский:

Кресты как духовные маяки

Крест как христианский символ вечной жизни очень не нравится бесам, врагу рода человеческого, а у людей, для которых имя Христа ничего не значит, вызывает раздражение. Крест требует высокой духовно-нравственной жизни, а сейчас общество другое — потребительское. Оно не способно на подвиги, на жертву. Тогда как крест говорит о жертве, о любви, путь к которой — через терпение, послушание, борьбу со страстями.

Кресты как маяки, которые стоят на самом высоком месте, чтобы корабли корректировали по ним свой ход. Точно так же, когда человек видит поклонный крест — едет на машине или идет пешком, — он задумывается о чем-то вечном, о нравственном, о праведном. Когда он смотрит на крест, у него начинается коррекция мыслей, слов и действий. Это бывает у многих людей.

Поэтому бесы пытаются эти маяки убрать всеми доступными способами, чтобы корабли попадали на рифы, терпели крушение. И стараются подогреть общественное мнение, чтобы вызвать неприязнь, даже ненависть к нашей традиционной православной культуре. Здесь, в Архангельске, мне рассказывали, что после 1917 года к власти пришли люди, которые говорили: мы вырастем новое поколение, которое будет стыдиться своей веры, презирать и ненавидеть свою веру и культуру. Так оно и вышло. А сейчас растет новое поколение, но определенные темные силы хотят реванша, хотят ввергнуть всю страну в духовный хаос. Это борьба не только с Церковью и христианством, это борьба и с нашим государством, Отечеством. Эта борьба на всех уровнях, со всеми религиозными конфессиями. Просто православие стоит на первом плане, и все камни сначала летят в нас. Потому что христианство мешает воплощению всякой безнравственности. И чем сильней мы становимся, тем сильней идут на нас нападки. Но такие события еще больше сплачивают народ. Вот срубили крест. А у многих людей в Архангельске это вызвало волну осуждения. Это же замечательно. Даже если они не переступили церковный порог, но какой-то нравственный стержень в них сохраняется.

Каким может быть ответ на эти явления? В первую очередь это молитвенное предстояние. Бесы боятся нашей молитвы. Нужно усилить разъяснительную работу, расширять и углублять духовно-просветительскую миссию, объяснять и рассказывать людям, как правильно жить в мире со Христом, жить по православной вере.

Вместе с тем каждый случай кощунства попадает под нарушение закона, а значит, и должно быть его справедливое наказание. В нашем случае произошло двойное нарушение: с одной стороны это кощунство, а с другой — порча имущества. Крест может быть изображен, условно говоря, на моем автомобиле, а кто-то подойдет и вырубит кусок метала с крестом. Или разобьют стекло, потому что там иконка у меня. Всё это действия одного порядка. В ответ на эти акции мы восстановили и освятили наш спиленный крест. Более того, в Пинежском районе мы поставили еще два поклонных креста.

Протоиерей Геннадий Нестереня, настоятель прихода Преподобного Сергия Радонежского в Мозыре (Белоруссия):

Православие объединяет наши народы не на словах, а на деле

В наш храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна кощунники в этом году наведывались дважды за три с небольшим месяца. Происшедшие у нас события ярко свидетельствуют: за двадцатилетний период с момента распада Советского Союза выросло и вошло в силу поколение, выпавшее из морально-нравственной системы координат. Ни государственные, ни общественные, ни церковные структуры с этим поколением серьезно не работали. Это наша беда, наша боль и ошибка, которую сообща предстоит исправлять.

Иногда приходится слышать: все эти факты свидетельствуют о духовной деградации общества в целом. Я думаю, это слишком сильный вывод. В основном молодежь — нормальные ребята. К нам в храм приходит много молодых семей, приобщают своих детей к таинству причастия. Сами исповедуются, причащаются. У нас в стране между Церковью и государством заключен договор о сотрудничестве. Сейчас ни одна линейка в начале и конце учебного года в школах и в колледжах не обходится без священника. Священников приглашают и на родительские собрания. Мы, священники, должны идти и работать с народом, и думаю, что те зерна, которые мы бросаем в землю, дадут хорошие всходы. Я регулярно вот уже десять лет посещаю колонию строгого режима. Когда я рассказал там православным заключенным о происшедшем на нашем приходе, у большинства возникло искреннее недоумение: со святынями — и так?! То есть даже у людей неоднократно оступившихся, совершивших тяжкие преступления, благоговейное отношение к святыне присутствует.

Православная общественность Мозыря восприняла антицерковные выходки с недоумением: в городе спокойно, Беларусь тоже вроде бы горячей точкой на политической карте не является. С чего бы вдруг такое озлобление? Наверное, случившееся следует рассматривать в контексте событий, которые происходят по отношению к христианам всего мира. Это акции не против нашего прихода, не против Белорусского Экзархата, даже не против Русской Православной Церкви. Они скорее направлены против всего православного христианства, а их первейшая цель — расколоть общество, разрушить его самые надежные скрепы, ударив по тому, что нас объединяет и объединяло во все эпохи — по нашей вере.

Человек, проникший в наш храм июньской ночью и порвавший Евангелие, а также сбросивший с Престола антиминс с семисвечником и выбросивший Святые Дары из дарохранительницы, задержан. Им оказался местный молодой парень, уже отбывавший срок в колонии за участие в поджоге Георгиевского храма нашего города пять лет назад. Тогда он получил семь лет лишения свободы, но в середине этого года покинул колонию по условно-досрочному освобождению (УДО). Он же признался в параллельном злодеянии в мозырьском Свято-Михайловском соборе. Как мне сообщил ведущий уголовное дело следователь, теперь этот человек признан невменяемым. Конечно, с невменяемого спрос небольшой. Но, на мой взгляд, невменяемый, вышедший на свободу по УДО и тут же отправившийся крушить святыни, нуждается в принудительном лечении в закрытом учреждении. Ибо где гарантия, что завтра он набросится не на Евангелие, а на человека? Весенние же незваные "гости" не найдены, и дело закрыто.

Казаков у нас нет, добровольных дружин создавать тоже не стали. Поставили современную сигнализацию и видеонаблюдение. Все последствия святотатства сразу устранить нельзя, для этого нужно много средств. Но мы не сидим сложа руки, реставрация повреждений продолжается. Слава Богу, и люди не остались равнодушными. Так, восстановить ростовую икону Сергия Радонежского взялся наш байкерский клуб. Приехали, с молитвой забрали образ, скоро должны вернуть.

Протоиерей Иоанн Моздор, настоятель Покровского собора города Невинномысска:

Охрана не спасет, если Бог не бережет

Мы видим, что силы зла активизировались и проявляют себя не тайно, а уже явно. Значит, мы на правильном пути и движемся в нужном направлении. Нападение на поклонный крест в нашем храме произошло в Крестопоклонную неделю, когда все православные прославляют Искупителя грехов всего мира Христа Спасителя. И это яркий пример варварского, злостного, дьявольского противостояния кресту. В то же время меня очень тронуло общее сочувствие и солидарность. Помощь предлагали как городская администрация, так и простые горожане. В кратчайшее время мы собрали пожертвования, чтобы возместить ущерб и закупить новую утварь. А наш крест, который был привезен в Москву на молебен в Храм Христа Спасителя на всеобщее поклонение, теперь храним как святыню.

Думаю, нападки на церковные святыни совершаются для того, чтобы заставить Церковь замолчать, снова загнать ее в некую резервацию, как было в советское время. Чтобы мы не проповедовали открыто, не обличали грехи и беззакония, потому что часть общества недовольна активной общественной позицией Церкви. То есть мы столкнулись с двумя факторами: с одной стороны, развращенность, а с другой — открытое противостояние Церкви.

Вместе с тем я не желаю зла людям, совершившим кощунства, мне их жалко. Бог поругаем не бывает. И мое лично мнение: если человек, совершивший вандальное нападение в нашем соборе, раскается, попросит в зале суда прощение у всего православного народа за совершенное кощунство и зло, мы готовы ходатайствовать о его прощении. Если у него возникнет покаянное чувство, он захочет встретиться со священником, я готов оказать всю необходимую помощь. Это мой долг как священника. Но, судя по всему, он в этой помощи не нуждается, он уверен в своей правоте.

Предотвратить же новые явления кощунства и вандализма, на мой взгляд, можно молитвой и созданием православных дружин, которые будут охранять храмы и святыни. В нашем регионе целесообразно привлечь к этому казачество. Самое главное — просвещение и воспитание молодежи. Я считаю, мы должны еще и еще раз об этом задуматься. Охрана не спасет, если Бог не бережет.

Владимир Астахов, атаман казаков поселка Смеловский (Челябинская область):

За порядком теперь будем следить бдительней

Три поклонных креста, спиленных неизвестными в ночь с 24 на 25 августа, восстановили за трое суток. Просто прошли по домам и сразу же отобрали семерых добровольцев со строительными навыками. На закупку материалов и транспорт ушло около 15 тыс. рублей, которые тоже собрали всем миром. Деньги приносили даже старики. Мы не хотели брать (у них ведь и так пенсия маленькая), но люди настаивали. Всё было сделано быстро и без лишних эмоций, и к восстановленным крестам уже начали приезжать паломники. Вообще в старину поруганные святыни всегда восстанавливались: если в икону стреляли, ее вешали в храме со следами от пули, если рубили шашкой, то со следами от клинка. Пусть совершившие богохульство знают: нашу веру им не сломить.

Конечно, около каждого креста казака не поставишь, но теперь мы будем внимательнее следить за порядком в поселке, к примеру проверять на въезде в населенный пункт подозрительных людей. Но прежде всего нас должен защищать закон, иначе правонарушителей не остановить. А что до общественной реакции, все жители поселка возмущены. Ведь кресты установили совсем недавно, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Тогда был большой крестный ход, люди, чтобы поучаствовать в нем, приезжали и с окрестных поселков, и из Магнитогорска. И дело не только в том, что оскорблены наши добрые намерения. В прошлом году вандалы на стене нашего храма рисовали. А вот около двух лет назад в нашем поселке обнаружили массовое захоронение жертв "красного колеса": это были казаки, убитые во время противостояния времен 1921–1925 годов, в основном женщины, дети и старики, всего 14 человек. Та находка вызвала сильный общественный резонанс. Поэтому у народа возникает вполне устойчивое ощущение: история может повториться. И спокойной жизни это способствовать никак не может.

Подготовили Дмитрий Анохин, Антонина Мага, Евгений Мурзин, Алексей Реутский

7 ноября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи