Молодежь православных приходов Москвы отметила праздник Святой Троицы на подворье Николо-Перервинского монастыря в подмосковном селе Троицкое. Гостей встретили выступления фольклорных коллективов, мастерские народных промыслов (гончарное ремесло, выжигание по ткани), выставка резьбы по дереву и народной самодельной игрушки, рассказ об истории народного костюма, хороводы, спортивные игры и, конечно же, радость новых встреч и общения с близкими по духу людьми. Праздник организовало православное молодежное объединение «Держава».
Первое чувство - радость
Зеленая поляна с небольшим подъемом в окружении деревьев, кроны которых закрывали от июньского солнца «зрительный зал», красочно оформленная сцена, Покровский деревянный храм, роскошные цветущие кусты пионов, много улыбок и счастливых глаз – так встретило нас подворье Николо-Перервинского монастыря. И пока артисты готовились к выступлению, а молодежь осваивала гончарное ремесло и искусство выжигания по ткани, руководитель православного молодежного движения «Держава» Андрей Петросянц рассказал, чем в этом году «Троицкие гулянья» отличаются от предыдущих лет.
«Сегодня этот праздник вошел официально в календарь событий в рамках Синодального отдела по работе с молодежью, то есть получил официальный статус, - говорит руководитель объединения. - Если раньше «гулянья» проходили на «домашнем» уровне, преимущественно для прихожан монастыря, то теперь мы объявили о них более широко. И в праздничной программе участвуют не только наши ребята, но и профессиональные коллективы Москвы и Нижнего Новгорода…»
Андрей Владимирович прервался, потому что в это время слово предоставили настоятелю Николо-Перервинского монастыря и подворья протоиерею Владимиру Чувикину. Священник напомнил, что день Святой Троицы - это день рождения христианской Церкви, сердечно поздравил всех собравшихся и объявил об открытии праздника. Над монастырским подворьем зазвучало праздничное песнопение в исполнении монастырского клироса.
«...Но не в танцах и песнях, не в городе мастеров (хотя все эти ремесла нужны для возрождения традиции) зерно праздника, - продолжил Андрей Петросянц. - Самое главное – это новый формат общения для молодежи. Сюда приехали ребята из православных молодежных организаций Жулебино, Марьино, из Украины и Белоруссии и даже из польского города Гайновка. С поляками мы познакомились в прошлом году на крестном ходе на гору Граборка (гора крестов). У меня было много звонков, наш сайт засыпан письмами желающих приехать; значит, у молодежи есть заинтересованность, а наш праздник востребован».
Между тем молодежь из «Державы» уже представляла на сцене польский танец «Кроковяк». «А можно поговорить с кем-то из ваших польских друзей?» - спрашиваю я Петросянца. - «Конечно».
Маша - студентка Белостокского университета, будущий филолог. Живет в г. Гайновка (население - 25 тыс. чел., 95% православные) и посещает Троицкий храм.
«Мне интересен русский язык. Когда я впервые приехала в Россию, то почувствовала, что это близкая мне страна, - говорит Мария. - Мы тоже отмечаем у себя Троицу, но скромнее, более семейно что ли... Траву на пол не стелем, но березки в храме стоят. Праздник длится у нас три дня. Встречаемся разными приходами, поздравляем друг друга, общаемся. А у вас сегодня мне нравится ВСЁ! И люди, и подход к этому празднику. Сейчас я чувствую радость, которую трудно передать словами, я и мои друзья - мы все в восхищении».
Козы, бизнес и любовь
Самодеятельному ансамблю «Берегиня» из пос. Варнавино (Нижегородская обл.) сцена не нужна. Слишком мало места для синтеза их «ручейка» и «хоровода». В эту игру они включают самых юных гостей праздника. Дети визжат от восторга и удовольствия, а взрослые смеются и аплодируют.
«Мы чувствуем себя здесь как дома, - скажет позже корреспонденту ЦВ руководитель «Берегини» Елена Сагаева. – Замечательный и благостный праздник, мы счастливы, такой подъем души. Я счастлива, что мы приехали сюда!»
Артисты «Берегини» - педагоги Дома детского творчества, но занимаются не только с детьми, но и сами прекрасно поют и танцуют. И пока Елена Сагаева распевает с коллегами забавные частушки, я знакомлюсь с семейной парой – Павлом и Еленой. Они прихожане Троицкого храма подворья Николо-Перервинского монастыря и живут в соседней деревеньке – Болтино. «Да мы сами в недавнем прошлом – москвичи!» – сразу говорит Павел.
Они уехали в деревню после свадьбы, пять лет назад. Родители предлагали купить квартиру в столице, но молодые предпочли городскому комфорту собственный дом, хозяйство из коз и огорода, свежий воздух и вместо пропахшей хлоркой – родниковую воду. У Павла и Елены двое детей, и это не предел - молодые люди не собираются на этом останавливаться.
«В Москве затемно уходишь на работу, затемно приходишь, неба не видишь, меня больше всего это смущало, - говорит Елена. - А здесь выходишь на улицу, и вот оно, распахнутое все перед тобой!»
Павел - частный предприниматель, занимается строительным бизнесом. «Приходится, конечно, мотаться по Подмосковью, бывают и трудности, но выкручиваемся как-то, находим решение. Работаем, с голоду не умираем», - говорит он.
Павел любит русский фольклор, а всего несколько лет назад, до женитьбы, пел в рок-группе. Мог бы даже сегодня что-то исполнить и из русских народных песен, но нет времени на репетиции. Иногда поет детям под гитару детские песенки, но собственные выступления на «Троицких гуляньях» пока не планирует.
Албания-Македония-Корфу
А праздник продолжается. Задорные песни ансамбля «Поверье» (Москва) не могут никого оставить равнодушными, заряжая всех энергией и весельем. Артисты поют и под гармонь, и под современную аранжировку. Мое внимание привлекает стоящий в стороне священник в светлом подряснике.
Иерей Андрей Степанов, сам выпускник Николо-Перервинской семинарии, служит в Троицком храме подворья и работает в Издательском совете Московской Патриархии. Вместе с молодежью «Державы» он паломничает по всему миру. В прошлом году вместе с ребятами побывал в Турции, где они на велосипедах путешествовали по древним монастырям в горах (часть из которых теперь музеи).
«Каждый вечер мы собирались и подводили итоги - делились впечатлениями, чувствами и переживаниями. И делали вывод, стоит ли ехать дальше и что это дает каждому из нас для души. А этим летом собираемся в Албанию, Македонию и Корфу, к святителю Спиридону Тримифунтскому. До места долетаем на самолете, а там берем напрокат велосипеды и палатки, - рассказывает батюшка. – Главная идея - научить молодежь преодолевать трудности, подавать друг другу руку и общаться вживую, а не по Интернету через социальные сети. Эта практика оправдывает себя. Два года назад в «Державе» было 25 человек, сейчас - более ста».
«Может быть, у вас и молодые семьи в «Державе» складываются?» - спрашиваю священника. «Да, уже есть «первая ласточка» - Мария и Виктор», - и отец Андрей знакомит меня с ними.
«В «Державу» я пришла, потому что захотелось общения для души, которого как-то не получалось нигде найти, - рассказывает Мария. – А оказалось, что тут не только интересные люди собрались, но они ездят по миру, для себя и других праздники организуют, восстанавливают храмы (например, в Николо-Радовицком монастыре). Если со здоровьем что-то случается, есть взаимопомощь и поддержка. Словом, ты не одна».
Маша по образованию медицинская сестра, сначала работала операционной сестрой в Бакулевской больнице, а теперь - в Склифосовского. С Виктором они познакомились на празднике Иверской Божией Матери (он поет на клиросе и учится в Николо-Перервинской семинарии). В Москву он приехал из Киева. Прежде чем сделать предложение Марии, сначала свозил ее к родителям. Невеста им понравилась, и неделю назад молодые люди сыграли свадьбу. «Хочется создать большую семью, но тут уж, как Бог даст», - размышляет моя собеседница.
В это время на сцене уже идет спектакль по рассказу А.Чехова «Лужки». Стоит ли говорить, что актеры – ребята из «Державы»?
«Сколько времени у вас ушло на подготовку такого праздника?» - «Месяц», - отвечает Андрей Петросянц.
«Да, всего месяц, - повторяет он, словно и сам не верит в это, и продолжает. - Недавно читал книгу митрополита Вениамина (Федченкова). Он пишет, что Пасха - это была Пасха Иисусова, а Троица - это Пасха уже внутри нас, в самом человеке происходит. И начинаешь задумываться и понимать, что мы не чужие друг другу на Земле, у нас есть какая-то общность, и в основе ее – наша вера, наше возвращение к Богу. А к чему все время призывал своих учеников Господь? «Радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Знаете, смотрю на все это и думаю: многие из нас читают акафисты, и там часто повторяется слово «радуйся». Только радости у нас почему-то нет. Мы разучились радоваться. Вот нужно как-то вернуть православному человеку это состояние радости. Не надуманной, не искусственной, не телевизионной, а вот этой внутренней, личной, душевной радости. И соприкасаясь с творчеством наших предков - таким радостным по своей сути и глубоко пропитанным православной верой - мне кажется, мы сможем найти ключи к этой внутренней радости, которой всем нам сегодня так не хватает...»
А концерт тем временем перерос уже во всеобщее веселье, когда вместе с артистами пели, плясали и водили хоровод уже и зрители, от мала и до велика. И было очень трудно удержаться от того, чтобы не присоединиться к ним.