выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 15-16 (460) август 2011 /  26 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Семинары юридической службы Московской Патриархии. Ответы на вопросы

В первом полугодии 2011 года сотрудники юридической службы Московской Патриархии провели цикл юридических семинаров для монастырей и благочиний Москвы. Были представлены доклады, посвященные различным аспектам правового регулирования деятельности Церкви в современном обществе. По итогам докладов состоялась дискуссия, в ходе которой участники семинаров задали ряд вопросов по актуальным проблемам церковно-правовых отношений.

 

Темы докладов

Руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) выступила с докладом на тему «Особенности передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения», в котором рассмотрела ряд вопросов, связанных с применением закона № 327-ФЗ от 30.11.2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности». В ходе доклада, в частности, было отмечено, что в настоящее время положения закона № 327-ФЗ не могут быть реализованы, поскольку необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативных актов. Поэтому вопрос о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения будет решаться только после принятия подзаконных нормативных актов, которое ожидается в ближайшее время. В связи с этим следует учесть, что в настоящее время постановлением правительства № 325 от 26 апреля 2011 года утвержден перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи.

На семинарах также выступили сотрудники юридической службы Московской Патриархии А.В. Бобков, Л.Г. Чавчанидзе, С.В. Гаврилова, а также юристы юридической службы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества В.В. Захаренко и О.М Трайнин. Обсуждались вопросы предоставления отчетности в Министерство юстиции РФ, порядка оформления земельных отношений религиозными организациями, оформления трудовых отношений, перерегистрации уставов приходов, а также организации социальной работы на приходах.

 

Ответы на вопросы

Вопрос: Я являюсь настоятелем строящегося храма. Община официально зарегистрирована, строительство не начато. Штатного расписания нет. Может ли настоятель и казначей быть волонтерами?

Ответ: Ситуация, когда община официально зарегистрирована как юридическое лицо, позволяет оформить для нее всю необходимую кадровую документацию, в том числе и штатное расписание. Настоятель является руководителем религиозной организации и лицом материально ответственным. Казначей также является материально ответственным лицом. В связи с этим отношения между настоятелем и казначеем не могут строиться как отношения добровольцев. Они должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Следует также учесть, что священнослужители, осуществляющие в религиозных организациях богослужения и другие религиозные обряды, не признаются работниками данной религиозной организации согласно ст. 24 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997 года. Соответственно, трудовой договор с ними не заключается и трудовая книжка для них не оформляется. В штатное расписание священнослужителей следует включать в связи с тем, что они входят в структуру организации и им начисляется и выплачивается вознаграждение за служение. Порядок приема на работу в религиозную организацию казначея регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. При приеме на работу с казначеем заключается трудовой договор, оформляется трудовая книжка.

Имущество передано в безвозмездное пользование прихода. Остается ли право оформить в будущем то же самое имущество в собственность?

Религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность в соответствии с положениями закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Исключение составляет имущество, которое не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также если имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения, в соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Какая комиссия на приходе должна собирать материальные пожертвования и кто должен входить в состав этой комиссии?

Согласно Типовому уставу прихода, органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия. В пределах своей компетенции комиссия осуществляет в том числе контроль за надлежащим учетом кружечного сбора и составлением актов по кружечному сбору и по приему пожертвований наличными денежными средствами.

Ревизионная комиссия состоит из председателя и двух членов, избранных приходским собранием из числа его членов сроком на три года с правом переизбрания на новый срок (но не более двух, в исключительных случаях — трех переизбраний). Настоятель и члены приходского совета не могут состоять в близком родстве с членами ревизионной комиссии.

Если в печати религиозной организации неполное наименование, то нужно ли переделывать печать?

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Поэтому, если печать религиозной организации содержит неполное наименование, ее нужно переделать. Полное наименование религиозной организации содержится в ее Уставе.

Есть ли реестры памятников федерального значения и местного значения?

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года.

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр регулируется ст. 18 закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года.

Юридическая служба Московской Патриархии

26 августа 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи