выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Корнилий: Нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею

11 сентября за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе города Щелкова Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского.

 

Слово архимандрита Корнилия (Синяева) при наречении во епископа Волгодонского и Сальского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!

В сей великий и священный для меня день предстою пред вами и в вашем лице пред всею Церковью Христовой и Самим Господом нашим, чтобы принести исповедание мое и подобающий ответ дать на призвание мое к служению архиерейскому.

Этого призвания страшились и всячески уклонялись от него великие отцы, светильники Церкви Христовой, почитая себя недостойными вступить на путь святительского служения в образе Христа, Архиерея истинного, принесшего Себя Богу и Отцу на алтаре крестном.

Смиренно воспринимая преемственную апостольскую благодать, сознаю высоту и ответственность предстоящего архипастырского труда, названного святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (ср.: Тит. 1, 7). Исповедую свою немощь и недостоинство быть поставленным на свешницу архиерейского служения, ибо пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (ср.: 1 Пет. 5, 3); но верю, что Бог всякой благодати по молитвам Пречистой Девы Марии, святых угодников и всех верных чад Своих утвердит меня, укрепит и соделает непоколебимым (ср.: 1 Пет. 5, 10), снизойдя через возложение ваших святых рук и на мою грешную главу. Да обновит и укрепит Он меня на ниве служения Церкви Христовой. Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения.

А в сей час прошу заступничества и молитв у помогающих мне в течение всей моей жизни преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, у святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, а также у святых преподобных Антония и Феодосия, Киевских чудотворцев, и великого святителя Русской Церкви митрополита Московского Алексия, небесного покровителя Самарского края, где я родился и духовно окреп. Этого дивного архипастыря и чудотворца издавна я благоговейно почитал и любил и ныне верю, что его благодатная помощь простирается и на Волгодонскую и Сальскую земли, не столь далеко расположенные от родной Самарской земли.

Вспоминая пройденный путь, вижу, как незримая десница Божия вела меня по дороге жизни. С детских лет я полюбил храм Божий. Неизреченная красота богослужения и благозвучное церковное пение влекли меня, еще трехлетним ребенком, в Дом Господень.

Хотелось бы сегодня поблагодарить тех людей, которые приняли огромное участие в моей жизни и оказали неоценимое влияние на мое формирование и становление как христианина и священника. В первую очередь я земно кланяюсь архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию, духовным отцам, меня воспитавшим, сродникам моим, сделавшим всё, чтобы жизнь моя была исполнена глубокого духовного смысла, и от младых лет побуждавшим меня искать прежде всего Царствия Божия и правды Его (ср.: Мф. 6, 33). Имея с младенчества добрые примеры служения у Престола Божия, я с юных лет, как себя помню, связывал и свою будущую жизнь со служением алтарю Господню.

Но каким трудом можно образ Христа на себе носить и каким трудом можно превзойти немощь человеческую, если только не сила Божия приложится к нашим усилиям?! Нет выше и ответственнее служения епископского на земле, нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею, когда «истязан будет», когда Самому Богу Живому будет давать отчет о вверенном ему: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е апостольское правило). Поэтому у архиерея нет и не должно быть своей личной жизни и своих личных интересов, но вся его жизнь, все его мысли и заботы — это заботы о Церкви. В этом Вы, Ваше Святейшество, всегда будете для меня живым примером.

Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, Преосвященные владыки, за то высокое доверие и отеческую любовь, которые вы проявили, призвав меня в круг апостольский. Особо благодарю владыку Варсонофия, мудрых отцов и архипастырей. Мое сердце всегда исполнено сыновней благодарности моему наставнику и учителю архиепископу Сергию.

Теперь же смиренно прошу Ваше Святейшество и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне усердную молитву и благословить на предстоящий подвиг, чтобы даруемую мне ныне благодать мог я сохранять и возгревать, совершая служение Церкви и Отечеству неосужденно и непреткновенно, дабы было оно Богу угодным, народу полезным и мне спасительным.

Верю, что по вашим святым молитвам Господь Вседержитель споспешествует сохранению духовной бодрости на всем моем пути, ибо Он блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие. Ему честь и держава вечная! (1 Тим. 6, 15–16).

 

Слово Святейшего  Патриарха Кирилла  при вручении архиерейского жезла Преосвященному Корнилию, епископу Волгодонскому и Сальскому

Преосвященный епископ Корнилий!

Ныне во время Божественной литургии, совершенной в Троицком храме города Щелкова, ты сподобился возложением рук преемников апостольских тайнодейственно воспринять великую благодать архиерейства, облекшись, как и ученики Спасителя в день Пятидесятницы, силою свыше (Лк. 24, 49).

Этот нетварный Божественный дар да озарит и просветит всё твое человеческое естество, подавая крепость и разумение, ревность и терпение в совершении многотрудного дела епископского служения.

Бережно храни сие безмездно полученное благодатное сокровище. Будь для верных образцом жизни по духу, ибо помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир (Рим. 8, 6). Свидетельствуй об истине и обличай неправду, стремись всегда неотступно исполнять заповеди Господни, призывая к тому других, научая благочестию и вере. Следуй завету апостола о том, что епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением (Тит. 1, 7–9).

С младых лет ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь и, еще будучи юношей, решил посвятить всю свою жизнь Богу, приняв в Псково-Печерской обители монашеский постриг. Премудрым Промыслом Вседержителя тебе довелось нести различные послушания в Самарской епархии. Много внимания уделяя храмостроительной деятельности, ты стремился к образованию новых приходских общин, взаимодействуя с местной властью. В настоящее же время Священный Синод, поручая тебе в управление Волгодонскую и Сальскую епархию, возлагает на тебя гораздо более высокую ответственность.

В предстоящем служении примером тебе да будет евангельский идеал Пастыря Доброго, Который зовет Своих овец по имени, полагает за них душу (ср.: Ин. 10, 1–16). Никогда не забывай о нуждах вверенного тебе словесного стада, да не впадешь в соблазн наемничества. Как свидетельствует блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, наемник, в отличие от истинного пастыря, не знает овец «оттого, что он не надзирает за ними постоянно» (Толкование на Евангелие от Иоанна). Помни это, посему неустанно проповедуй глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68), с отеческой любовью наставляя паству свою как лично, так и через помощников твоих — пресвитеров.

Устраивай порученную твоему попечению епархию таким образом, чтобы неукоснительно и ревностно исполнялись решения Соборов нашей Церкви, в частности по организации на приходах катехизаторской, социальной деятельности, работы с молодежью.

Наставление людей в основах христианского вероучения и жизни является для Церкви насущной потребностью и обязанностью, заповеданной Самим Господом (ср.: Мф. 28, 19–20). Исполняя ее должным образом, ты сможешь созидать крепкие приходские общины, способные нести благую весть о спасении рода человеческого тем, кто пока еще находится вне церковной ограды.

Не пренебрегай помощью активных мирян, привлекай их к участию в различных духовно-просветительских и социальных проектах. Это будет тебе и всему клиру добрым подспорьем в проповеди Евангелия и совершении служения милосердия. Христианин обязан быть чутким и восприимчивым к страданию, боли и горестям ближнего. Именно о таких делах любви спросит нас Сын Человеческий, когда придет судить живых и мертвых (ср.: Мф. 25, 31–46). Посему внимай словам Псалмопевца: Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь (Пс. 40, 2).

Особо ты должен заботиться об обращении к вере юных сердец, ибо таковых, по слову Спасителя, есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Сегодня повсеместная пропаганда разврата и вседозволенности оказывает пагубное влияние в первую очередь на молодых людей, так как они находятся в активном поиске жизненных ориентиров и потому наиболее восприимчивы к веяниям времени и соблазнам мира сего. Ныне перед Церковью стоит особая задача: указывая верный путь ко Христу, уберечь подрастающее поколение от отрицательного воздействия насаждаемого культа греха.

Многотрудное бремя архипастырства, возложенное на тебя священноначалием, требует полной самоотдачи и сопряжено с отказом от личных забот. Но не полагайся лишь на свои силы, их никогда не будет хватать. Писание учит, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17). Посему именно усердные молитвы ко Господу, Его Пречистой Матери и угодникам, более же всего приобщение святых Христовых таин дадут тебе необходимую поддержку и вразумление. Богослужения совершай благоговейно и в мире душевном. Средоточием твоей литургической жизни да будет принесение Бескровной Жертвы. По слову священномученика Игнатия, епископа Антиохийского, старайся со всеми избранными Божиими «чаще собираться для Евхаристии и славословия. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела» (Послание к Ефесянам).

Пастыреначальник Христос да явится твоим Учителем и Помощником в великой и ответственной работе, в высоком служении, на которое ты призван.

С таким напутствием прими сей жезл, видимый знак епископской власти, и да будет он в руках твоих жезлом любви и мудрости, жезлом правды и милости, крепости и спасения.

А теперь от полноты дарованной тебе благодати преподай свое первое архипастырское благословение всем предстоящим людям Божиим, молитвенно соучаствовавшим в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

 

Биография

Епископ Волгодонский и Сальский Корнилий(Владимир Александрович Синяев) родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре). Школьником стал иподиаконом у архиепископа Евсевия (ныне митрополит Псковский и Великолукский). 3 июля 1993 г. пострижен архиепископом Евсевием в малую схиму с именем Корнилий. 6 июня 1994 г. рукоположен во иеродиакона в Иоанно-Предтеченском храме г. Самары. 31 июля 1995 г. рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма с. Ореховка Алексеевского района Самарской области. В 1997 г. переведен в клир церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самары. В 1999 г. назначен настоятелем строящейся церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира г. Самары. В 2000 г. возведен в сан игумена. В 2003 г. назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии. В 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары. В 2010 г. стал благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии. 4 апреля 2010 г. возведен в сан архимандрита. Окончил Самарскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, а в 2009 г. — Самарскую гуманитарную академию.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Волгодонским и Сальским.

21 октября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи