выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Ириней: Основой служения епископского является жертвенная любовь

22 ноября за Божественной литургией в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского.

 

Слово архимандрита Иринея (Тафуни) при наречении во епископа Орского и Гайского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!

Ныне изволением Святого Духа, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода я призван принять жребий архипастырского служения. От всего сердца прошу святых молитв при возложении ваших святительских рук на главу моего недостоинства, ибо ныне дерзаю приступить ко граду Бога живого (Евр. 12, 18; 22), чтобы Всемилостивый Господь сподобил меня исполнить завет Свой представить себя Богу достойным… верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

В сей священный час моей жизни я с глубоким смирением и благоговением повергаюсь ниц пред Всемогущим Богом, призывающим меня, недостойного, к великому и безмерно ответственному архиерейскому служению, сознавая величие креста, который Господь ныне вручает мне. Приняв архиерейский жезл, человек должен, по словам святителя Григория Богослова, стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, творить для горнего мира.

Основой служения епископского является жертвенная любовь к Богу и к людям, которая должна выражаться в деле, слове и непрестанной молитве. Ибо, по слову апостольскому, если любви не имею, то я — ничто (1 Кор. 13, 2). Сознавая высоту сего служения и ответственность его, помню, что епископ должен непрестанно бодрствовать, дабы волки не расхитили и не разорили паству, вверенную его попечению, и быть готовым положить жизнь свою за овец (ср.: Ин. 10, 11). Страшусь, помня о том, что святые апостолы были посланы в мир проповедовать слово Божие, и если апостол Павел говорит: Горе мне, если я не благовествую (1 Кор. 9, 16), то что делать мне, недостойному? Буду ли я готов всё это исполнить? Боюсь и трепещу, прошу помощи у Всемилостивого Бога, Пречистой Владычицы нашей Богородицы, всех святых Его угодников и моего небесного покровителя — священномученика Иринея Лионского, и у вас, богомудрые архипастыри, чтобы должно исполнить возложенное на меня послушание.

Епископ должен сохранять верность Церкви, иметь послушание ее Предстоятелю, дабы не принять осуждение в день Страшного суда за клятвопреступление. Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но я всё же имею твердое убеждение, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без Промысла Божия, и потому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви, ибо каждого христианина Господь призывает следовать за Ним, взяв крест.

Сознавая свою немощь, вспоминаю слова Священного Писания: Кто я, Господи... что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16) — и невольно обращаю мысленный взор на пройденный мною жизненный путь. Не смею не благодарить тех людей, которые приняли участие в моей жизни и оказали значительное влияние на нее.

С ранних лет я был воспитан в духе православной веры, благочестия и любви к Богу и ближним. Милостью Божией, молитвами и трудами родителей я полюбил храм Божий, и уже тогда служение в священном сане влекло и одновременно страшило меня, поскольку те времена были весьма непростыми для Церкви. Одним из ярких примеров стояния за истинную веру стало для меня выступление моего отца и других верующих людей с просьбой к властям об открытии храма. Позже, работая в Государственном архиве Российской Федерации, я нашел сведения об этой просьбе. Несмотря на страх и трудности, Господь сподобил меня спустя годы обучаться в Московских духовных школах и здесь начать пастырское служение.

Особое влияние на мое духовное становление оказали епископ Бендерский Викентий (ныне митрополит Ташкентский) и в Бозе почивший епископ Единецкий Доримедонт, которые даровали мне личный пример сердечного отношения к каждому человеку, научили меня ценить всякий труд, быть благодарным Богу и ближним, быть ревностным и преданным служителем Церкви. Благодаря мудрым архипастырям я укрепился духовно и получил крепкое наставление иноческого жития.

Мне особо дороги годы обучения в Московских духовных школах, где я удостоился принятия священного сана, изучил богословскую науку и получил навыки преподавания. Здесь наставниками, оказавшими значительное влияние на всю мою последующую жизнь, были такие выдающиеся наши современники, как профессор А.И. Осипов, епископ Подольский Тихон, который в те годы был благочинным, и, конечно, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, который назначил меня на ответственное послушание помощника благочинного академии.

И, несомненно, безмерно важным был для меня живой пример насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Их любовь к ближним, жертвенное служение, молитвенное стояние и мудрые советы глубоко поражали меня. От них я старался черпать дух благодатного наследия Преподобного Сергия.

Всегда с радостью буду вспоминать Ново-Нямецкий и Новоспасский монастыри, где Господь также сподобил меня совершать служение и возглавлять воскресные школы обителей. Это послушание было особенно радостным для меня, потому что желание быть учителем, педагогом, наставником было со мною с детства. И вскоре Господь поставил меня преподавать в Кишиневской духовной семинарии и Тираспольском университете, что было для меня особенно значимо.

Видя в этом избрании волю Божию, смиренно прошу Ваше Святейшество и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне молитву и благословить на предстоящий подвиг, чтобы мне, соделавшись учителем других, не подвергнуться осуждению (Иак. 3, 1), чтобы я был достоин этой великой благодати и сохранил ее до конца жизни. Помолитесь, чтобы Господь помог быть мне достойным хранителем чистоты церковного учения и образцом епископского служения. Да будет воля Божия и на мне, грешном! Аминь.

 

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иринею, епископу Орскому и Гайскому

Преосвященный епископ Ириней!

Волею Всевышнего Архиерея и избранием Священного Синода призван ты к служению в епископском сане к отеческому попечению о клире и пастве Орской и Гайской епархии. Ныне через возложение архипастырских рук и соборную молитву снизошла на тебя благодать Святого Духа, освящающая твое естество и возжигающая в нем пламень Божественной любви.

Апостол Иоанн говорит, что Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Архиерей же пребывает в сугубой любви к Богу, Его Святой Церкви и ближним, которые составляют его паству. Каким образом в наш век, когда уже заметно умножаются беззакония (ср.: Мф. 24, 12), архипастырь может явить миру пример этой христианской любви?

Бог, в Троице поклоняемый, должен быть центром и целью твоего служения, содержанием твоего сердца и помышлений, Альфой и Омегой (ср.: Откр. 1, 8) твоего бытия: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). Свидетельствуй миру свою любовь к Творцу, дабы по твоему примеру иные искали и стяжали это спасительное чувство. Только так — тебе в подражание — твои соработники будут воодушевляться на неослабные труды, а в народе сохранится сыновняя преданность Создателю и живая, деятельная вера.

Любить Матерь-Церковь — значит почитать каноны святых апостолов, правила Вселенских и Поместных Соборов, поучения святых отцов, как ты сегодня и обещался в архиерейской присяге. Пребывай в неукоснительном послушании священноначалию. Усердно созидай Церковь Христову во вверенном тебе уделе. Будь рачительным и добрым хозяином, собирая и приумножая праведными путями духовное и материальное достояние епархии. Яви свою любовь Церкви воспитанием достойных служителей у Престола Божия, используя к вящей пользе дела весь свой богатый педагогический опыт. Будь добрым соучастником домостроительства Господнего: восстанавливай святыни, возрождай монастыри, созидай храмы и новые крепкие православные общины на благословенной Оренбургской земле.

Люби паству родительской, жертвенной любовью. Сам Господь и Его ученики неоднократно указывали на то, что любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16, также Ин. 10, 11; 1 Ин. 4, 9). Сегодня на тебя был возложен омофор, символизирующий овцу заблудшую, но спасенную от погибели и принесенную заботливым пастырем на плечах в свое имение (Лк. 15, 4–7). Стадо Христово собирай молитвой, добрым деланьем, проповедью, отеческим назиданием и душепопечением и так веди вверенных тебе чад церковных по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Твоими добрыми делами должны стать благотворительные и социальные проекты, образовательные программы для юных и просветительские для тех, кто только ищет свет во мраке ложных идолов, культа потребительства и меркантильных интересов. Озаряй сердца пасомых, приноси в каждый дом, в каждое селение и в каждый град пасхальную весть о том, что искупительная Жертва совершена и каждый может войти в Царствие Небесное, если будет жить во Христе.

Предлежащее тебе поприще огромно и многотрудно, как огромна и земля, куда тебя посылает Господь. Не страшись его, ибо боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18). Завершая же напутствие, хотел бы напомнить тебе слова святителя Тихона, сказанные им в Успенском соборе Московского Кремля по принятии жезла святителя Петра, митрополита Московского: «Архипастырское служение есть по преимуществу служение любви».

Прими же сей жезл и, опираясь на него, иди непреткновенно по узкой и тернистой стезе любви и жертвенного служения, определенной Подвигоположником нашего спасения, той стезе, по которой прошли многие твои предшественники. Ныне же от полноты ниспосланных тебе даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами сердечно молившемуся о том, чтобы Господь помог тебе быть достойным преемником апостолов и святых отцов в их учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви (2 Тим. 3, 10). Аминь.

 

Биография

Епископ Орский и Гайский Ириней (Сергей Петрович Тафуня) родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского р-на Молдавской ССР. В 1986–1989 гг. проходил обучение в профессионально-техническом училище г. Бельцы. В 1989–1991 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1991–1992 гг. — послушник Ново-Нямецкого монастыря. Затем обучался в Московской духовной семинарии, по ее окончании в 1996 г. зачислен в Московскую духовную академию. 13 апреля 1995 г. в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре наместником обители архимандритом Доримедонтом (Чеканом) (впоследствии — епископ Единецкий и Бричанский; †2006) пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского. 28 мая 1995 г. ректором МДА епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) рукоположен во иеродиакона. 10 сентября 1995 г. ректором МДА епископом Верейским Евгением рукоположен во иеромонаха. В 1999 г. окончил МДА. В 2009 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1998–2001 гг. — преподаватель Кишиневской духовной семинарии. В 2000 г. назначен на должность секретаря Молдавской митрополии. 20 мая 2004 г. возведен в сан игумена. С 2004 г. — представитель Молдавской митрополии в Москве. С 2005 г. — советник посла Республики Молдова в РФ. В 2011 г. назначен ответственным по делам молодежи Новоспасского монастыря.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 113) избран епископом Орским и Гайским.

17 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи