выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 20 (464) октябрь 2011 /  11 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Иоанн: Колымский край имеет особый духовный статус

12 октября за Божественной литургией в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в городе Балтийске Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского.

 

Слово архимандрита Иоанна (Павлихина) при наречении во епископа Магаданского и Синегорского

 Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец!

Богомудрые архипастыри Русской Православной Церкви!

Изволением милостивого Господа, решением Вашего Святейшества и Священного Синода ныне мое недостоинство призывается в сонм преемников апостольской благодати.

Каждый человек проживает свою жизнь по Промыслу Божию, и лишь Господь знает то место, которое нужно занимать ему в жизненном круге, являющемся частью Промысла Божия. Один работает на земле, другой — на ниве научных исследований, третий — на ниве Христовой. Труд каждого человека имеет свои утешения и вместе с тем свои заботы.

Жизнь моего недостоинства была проста и логична для верующего человека. С юных лет я был членом Святой Церкви. Служил Господу всеми возможными для меня силами: пел на клиросе, помогал в алтаре, иподиаконствовал, управлял церковным хором.

Обучению в духовных школах предшествовало послушание замечательному в Бозе почившему архипастырю митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Владыка научил любить духовную литературу, церковное искусство, саму Церковь в глубоком смысле этого слова. Он давал послушания, которые можно было выполнить с большим трудом, заставляя мыслить, понимать церковное искусство, осознавать, что значит для верующего человека жить по заповедям Божиим. В 16 лет по его благословению я руководил реставрационными работами в Иосифо-Волоцком монастыре, управлял небольшим монастырским хором.

Годы обучения в Троице-Сергиевой лавре были для меня самыми счастливыми. На первом курсе Московской духовной академии я принял монашество, и не было в моей жизни дня, когда бы я пожалел о сделанном жизненном выборе. Усердием отца инспектора впервые после долгих лет студенты Духовной академии сподобились монашеского пострига у раки мощей Преподобного Сергия — игумена земли Русской.

Жизнь перелистывала свои страницы, и в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и ходатайством архиепископа Костромского и Галичского Александра я был назначен наместником древней Ипатьевской обители. В то время монастырю принадлежал лишь один корпус, едва благоустроенный для жизни. К концу 2004 года монастырь был полностью возвращен Костромской епархии, а в 2005 году церковному историко-археологическому музею были переданы предметы древнерусского искусства, находившиеся ранее в ведении светского музея-заповедника. Впервые в новейшей истории России было устроено достойное сочетание монастырской и музейной жизни под ведением Церкви.

Верным наставником в действиях по возвращению Церкви монастыря и церковных ценностей был архиепископ Александр, ныне митрополит Астанайский и Казахстанский. Слова огромной благодарности к нему за помощь и поддержку в жизненном пути всегда звучат в моем сердце.

В настоящий момент всё мое существо охватывает трепет, ибо по благословению Вашего Святейшества и Священного Синода мне надлежит быть епископом Магаданским и Синегорским: Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя (Пс. 54, 5–6). Следует направить все свои силы на духовное развитие достаточно сложного региона. Быть епископом — это, по слову святого Игнатия Богоносца, «быть совершителем служения Самого Господа Иисуса Христа» (Послание к Ефесянам, IV).

Магаданская область относится к тем уголкам нашей необъятной родины, где о православии услышали относительно недавно — первый храм был построен усилиями властей региона и правящего архиерея епископа Аркадия (Афонина) — в начале 90-х годов. Но вместе с тем Колымский край имеет особый духовный статус — это одна из русских голгоф, на которой положили свои жизни тысячи заключенных, преступление которых состояло лишь в верности Богу в годы страшных гонений на Церковь.

Ныне земля, пропитанная кровью мучеников и исповедников, произрастила один из самых величественных и прекрасных соборов Русской Православной Церкви — собор Живоначальной Троицы, который в начале сентября сего года был освящен Вашим Святейшеством. Вся Россия имела возможность видеть на телеэкранах Ваш духовно освященный лик, ибо Магадан для Вас место, в котором претерпел гонение за веру Ваш благочестивый родитель, а духовное возрождение этого региона — это символ возрождения дальневосточных территорий нашего государства.

Смиренно произношу огромные слова благодарности архипастырям, трудившимся на благословенной Магаданской земле, не жалея своих сил и здоровья. Милость Божия пусть сопутствует тем, кто приложил свои усилия к строительству одного из самых прекрасных и величественных храмов России.

Ваше Святейшество, богомудрые архипастыри! Сущность архиерейства я понимаю как несение креста, подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но ради спасения многих (ср.: Мф. 20, 28).

Ныне трепетно предстоя лику Святой Церкви, исповедуя свои грехи и несовершенство, смиренно прошу Вас, Ваше Святейшество, вас, святители Божии, вознести молитвы о моем недостоинстве и благословить на предстоящее служение.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному иоанну, епископу Магаданскому и Синегорскому

 Преосвященный епископ Иоанн!

Всеблагой и премудрой волей неисповедимого в путях Своих Триипостасного Бога в освященном ныне соборе святого благоверного князя Александра Невского в Балтийске, в самом западном городе России, ты возведен на высшую ступень церковного служения, которое тебе предстоит нести на Дальнем Востоке нашей страны.

В событии этом присутствует своя символика и глубокий смысл: в Церкви, которая одновременно есть Церковь небесная и земная, земное оплодотворяется небесным. Силою Святого Духа в таинствах мы соединяемся со Христом, прикасаемся к Царству Небесному, прикасаемся к вечности, где нет ни времени, ни расстояния. И сегодня, в момент твоей хиротонии, здесь, на крайнем западе России, с тобой была твоя дальневосточная паства.

Прежде чем ты вступишь на стезю архиерейского делания, по праву Первосвятителя должен сказать тебе в назидание несколько слов.

Долгое время ты был настоятелем одного из самых известных в России монастырей — Троицкой Ипатьевской обители. Здесь в далеком XVII веке совершилось знаковое событие, положившее конец Смутному времени и открывшее новую страницу в истории нашего Отечества. Тебе предстояло подъять немало трудов, дабы в этом святом месте возродилась духовная жизнь и вновь затеплилась лампада монашеской молитвы. Уверен, что приобретенный тобой за эти годы богатый хозяйственный и административный опыт поможет тебе и в твоем новом служении.

В первую очередь помни о том, что Господь призывает тебя поработать Ему не для того, чтобы ты собирал земную славу и людские почести, но для того, чтобы в смирении и кротком состоянии духа направлял паству к Истинному Пастыреначальнику, не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 4).

Крест епископства тяжел, а служение — ответственно, но ты не страшись, ибо Бог силен обогатить всякою благодатью (ср.: 2 Кор. 9, 8) уповающих на милость Его; главное, чтобы благодать Его не была тщетна в тебе (ср.: 1 Кор. 15, 10). Более всего опасайся совершать дело Господне небрежно (ср.: Иер. 48, 10), дабы не собирать себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 5–6).

Паси вверенное тебе Владыкой неба и земли стадо овец словесных со вниманием и усердием, заботясь о духовном возрастании и нравственном здоровье своей паствы. Но пекись не только о поверхностном соблюдении ею заповедей Господних, ибо за благообразным внешним фасадом нередко могут скрываться душевная пустота, формализм и даже притворство. Такое духовное лицемерие врачуется всегда тяжело и болезненно. Посему, улавливая человеков (ср.: Мф. 4, 19; Мк. 1, 17) для совершения спасения, стремись привить им глубокую сердечную веру, дабы исполнение Евангелия и следование Христу сделались подлинным смыслом, реальным наполнением их жизни. А для этого тебе самому надлежит подавать пример остальным. Да не будешь ты достойным упрека святого апостола Павла, вопрошающего: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2, 21).

Во всем показывай в себе образец добрых дел, — назидает великий «апостол языков», — в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2, 7–8).

Какие же добрые дела тебе предстоит совершить на поприще многотрудного архипастырского служения? Во-первых, ты должен явить пример послушания — послушания воле Творца, которая выражается через решения церковного начальства. Помни, что, храня верность данной тобою сегодня в этом храме перед лицом людей архиерейской присяге, ты позволяешь в полноте действовать в себе всесильной благодати Божией. Ее, по слову апостолов, Господь подает лишь смиренным (ср.: Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5).

Во-вторых, важнейшим делом епископа должна стать неустанная забота о созидании крепкой в вере христианской общины, в которой бы царили благочестие и чуткое отношение к ближнему. На приходах следует организовать центры помощи нуждающимся и обездоленным, где страждущие не только могли бы получить столь необходимые пропитание, одежду и временный кров, но и имели бы возможность услышать слово о Христе — слово утешения, ободрения и поддержки. Именно так, научая свою паству милосердию и состраданию, ты поможешь ей подниматься по лестнице богопознания и духовного совершенствования, ибо, по выражению великого таинника Господня апостола Иоанна, всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Пусть примером такой жертвенной любви станет для тебя подвиг преподобного Феофана Милостивого, чью память сегодня творит Православная Церковь.

Особое внимание уделяй воспитанию подрастающего поколения, которому вскоре предстоит нести ответственность за будущее нашей Церкви, страны и народа. Работа с юношеством не должна ограничиваться лишь стенами воскресных школ и приходских кружков, но должна простираться на различные просветительские программы, участие в которых помогало бы молодым людям лучше разобраться в себе, правильно расставить ценностные приоритеты, способствовало бы нравственному возрастанию наших современников. Важно, чтобы в реализации подобных проектов были заинтересованы также государство и социальные институты.

Плодотворно взаимодействуя с власть предержащими и выстраивая конструктивный диалог с гражданскими организациями, памятуй о том, что лишь совместными усилиями Церкви, светского руководства и всего российского общества станет возможным подлинное духовное преображение нашего Отечества.

Магадан, город, где находится твоя епископская кафедра, — центр Колымского края, русской голгофы, где в годы репрессий пострадало множество людей, в том числе и тех, кто был верен Христу даже до смерти (ср.: Откр. 12, 11). Подвиг новомучеников и исповедников — это духовный потенциал огромной силы, который может поддержать и обогатить религиозную жизнь наших современников. Помни об этом в своей миссионерской и просветительской работе и трудись, не жалея живота своего, дабы к лучшему менялась жизнь твоей паствы, чтобы она возрастала духовно и количеством, чтобы богатство и красота природы Колымского края привлекали к себе наших соотечественников, способных приумножить силу и славу России.

Итак, прими жезл сей — зримый символ апостольского преемства — и от полноты снизошедшей на тебя благодати преподай свое первое архипастырское благословение пастве, горячо и усердно молившейся за Божественной литургией о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

 

Биография

Епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Александр Владимирович Павлихин) родился 30 августа 1974 г. в Москве. В 1991–1993 гг. учился в Московской духовной семинарии, в 1994–1998 гг. — в Московской духовной академии. 31 марта 1995 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь преподобного Иоанна Лествичника. 18 апреля 1995 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Верейским Евгением (Решетниковым) рукоположен во иеродиакона. По окончании МДА в 1998–2001 гг. служил в храмах г. Москвы. С 2001 г. — клирик Воскресенского кафедрального собора г. Ровно.

31 марта 2001 г. в Воскресенском кафедральном соборе г. Ровно архиепископом Ровенским и Острожским Варфоломеем (Ващуком) рукоположен во иеромонаха, 15 апреля возведен в сан игумена, 11 мая 2003 г. — в сан архимандрита.

В 2004 г. почислен за штат с правом перехода в Костромскую епархию и назначен наместником Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря г. Костромы.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 110) избран епископом Магаданским и Синегорским.

 

11 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи