выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Нищие у храма: привечать или прогонять?
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. В статье приводится ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви с целью поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.    
15 августа 2024 г. 15:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Аналитика
игумения Антония (Троилина)
ЖМП № 6 июнь 2011 /  6 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Воспитательница игумений

К 190-летию со дня рождения настоятельницы московского Алексеевского монастыря игумении Антонии (Троилиной, 1821–1897)

 

Александра Троилина родилась в Москве 4 июня 1821 года в семье потомственного почетного гражданина, купца 2-й гильдии Николая Ивановича Троилина. Мать ее Мария Васильевна была глубоко религиозна, помогала нуждающимся. Она скончалась, когда Александре было всего два года. 

Александра получила блестящее образование в одном из лучших московских пансионов. Она обладала выдающимися музыкальными способностями, превосходно играла на фортепиано. Это позволило ей в будущем создать в Алексеевском монастыре прекрасный хор, который был известен далеко за пределами обители. Александра рано начала тяготиться светской жизнью и задумываться о своем предназначении. Встреча Александры с игуменией Марией (Тучковой), вдовой генерала Тучкова, основавшей женскую обитель на месте гибели своего мужа — героя войны 1812 года, изменила всю ее жизнь. В девятнадцать лет она поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь, который стал с тех пор ее «духовной колыбелью». Игумения Мария заменила Александре рано ушедшую мать. Желая, чтобы юная послушница была всегда при ней, она сделала ее своей келейницей. По словам самой игумении Марии, она «только млеком ее не питала». Со временем Александра была облечена в рясофор с именем Антонии, в честь преподобного Антония Печерского. Определение ее в монастырь совершилось при участии и по благословению московского святителя Филарета (Дроздова), духовника Тучковой. С той поры митрополит внимательно наблюдал за духовным возрастанием инокини Антонии и опекал ее.

Антония стала ближайшей помощницей игумении Марии во всех монастырских делах. Ее послушанием в монастыре было письмоводство. По указанию митрополита Филарета она изучала ведение монастырской отчетности у секретаря владыки. Так, воспитываемая двумя великими подвижниками — игуменией Марией (Тучковой) и митрополитом Филаретом (Дроздовым), — инокиня Антония постигала азы монашеской жизни. Нет сомнений, что митрополит Филарет с самого начала ее поступления в Бородинскую обитель растил из нее будущую игумению для своей епархии. В 1858 году, уже после кончины игумении Марии, инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевел монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

22 октября 1861 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монахиня Антония была произведена митрополитом Филаретом в сан игумении и назначена настоятельницей московского Страстного монастыря. Мать Антония до конца своих дней чтила святителя, из рук которого получила игуменский посох, часто прибегала к его советам и следовала его наставлениям.

По настоянию митрополита Филарета, поощрявшего введение начал общежития в штатных монастырях, она устроила в Страстном монастыре общую трапезу. Обитель, находившаяся в запущенном состоянии, была капитально отремонтирована, построены новые жилые корпуса и богадельня. В 1870 году игумения Антония за благоустройство монастыря была награждена наперсным крестом.

4 февраля 1871 года митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), назначенный на место почившего митрополита Филарета, перевел игумению Антонию в московский Алексеевский монастырь. В указе о ее назначении говорилось: «Место настоятельницы Алексеевского монастыря, за кончиною игумении Иларии, праздно. Как управление сим монастырем, где, по причине кладбища, постоянный приток мирских людей требует в настоятельнице опытности, то перевести на настоятельское место Алексеевского монастыря игумению Страстновского монастыря Антонию, как доказавшую немало временным служением начальственную опытность и деятельность».

Будучи воспитанницей общежительной Спасо-Бородинской обители и верной последовательницей святителя Филарета, игумения Антония и на новом месте стала вводить начала общежития: учредила общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счет средств монастыря. 17 мая 1871 года была совершена закладка трапезного корпуса. А уже 21 ноября 1871 года митрополит Московский Иннокентий освятил новое двухэтажное здание и благословил начало общей трапезы. На первом этаже были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестер, служащих при ней. Второй этаж занимали мастерские — золотошвейная, живописная, чеканная и переплетная. Это было первым серьезным шагом к восстановлению общежительного устава в Алексеевском монастыре, введенного еще его первой настоятельницей игуменией Иулианией — «общему житью женскому начальницы».

Огромное внимание игумения Антония уделяла развитию монастырских рукоделий, в первую очередь золотошвейного мастерства. Она сама была обучена этому искусству в Бородинском монастыре и достигла в нем совершенства. Обучение сестер было поручено искусной золотошвейке монахине Лидии, которая добилась в этом деле больших успехов. Все предметы церковного обихода и облачения духовенства монастыря были выполнены в мастерских обители. Игумения Антония неоднократно передавала в дар работы сестер в различные храмы и монастыри. Изделия монастырских мастериц посылались на Афон и Святую землю, в Сербию и Японию, подносились игуменией Антонией в качестве подарков церковным иерархам, русским и зарубежным. Алексеевский монастырь был представлен и на художественных выставках. Так, игумения Антония получила почетный отзыв и медаль за работы мастерских монастыря на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго. В 1896 году к коронации императора Николая II монахинями Алексеевского монастыря были вышиты орлы для царского места в Тронном зале.

В 1878 году игумения Антония заложила в монастыре новый каменный двухэтажный корпус под богадельню для престарелых сестер, нуждающихся в уходе, и больницу с небольшой домовой церковью во имя архистратига Михаила. Игумения Антония заботилась об улучшении условий жизни и остальных сестер монастыря, число которых постоянно увеличивалось. В обители было выстроено четыре новых келейных корпуса. Во все жилые монастырские здания была проведена вода.

Для расширения монастырского кладбища, служащего главным источником доходов обители, игумения Антония приобрела в собственность монастыря огромный участок земли, прилегающий к его территории. С присоединением этого участка территория монастыря увеличилась почти вдвое. Закладка на этой земле нового кладбищенского храма в честь Всех Святых была совершена 22 августа 1887 года. Строился он около четырех лет. 30 июня 1891 года состоялось торжественное освящение главного престола в честь Всех святых митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым).

Доходы от монастырского кладбища позволяли Алексеевскому монастырю вести не только строительство, но и широкую благотворительную, социальную и просветительную деятельность.

В 1870 году при Славянском благотворительном комитете в Москве, одним из направлений деятельности которого являлось обучение в России южнославянской молодежи, было открыто дамское отделение. Его целью была организация подготовки народных учительниц для южнославянских стран, находившихся в то время под турецким игом. В благом начинании приняли непосредственное участие московский митрополит Иннокентий (Вениаминов) и викарий Московской епархии епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков). В первый же год назначения настоятельницей в Алексеевский монастырь игумении Антонии было поручено устройство в нем училища для южнославянских девочек. Оно было открыто в монастыре осенью 1871 года. Славянский благотворительный комитет, «желая выразить... глубокую признательность за содействие по устройству воспитательного заведения для девиц южнославянского происхождения при женском Алексеевском монастыре в Москве», избрал игумению Антонию своим почетным членом по дамскому отделению.

Училище действовало в монастыре в течение двенадцати лет. Обучение в нем велось по программе начальных городских училищ. Девочки находились на полном содержании монастыря. За время существования училища были подготовлены два выпуска, состоящие из сербских и болгарских девочек. На экзаменах в школе нередко присутствовали московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, -секретарь Славянского комитета Н.А. По-пов и др. Все они отмечали высокий уровень подготовки учащихся. После одного из таких экзаменов игумения Антония писала М.П. Погодину, возглавлявшему тогда Славянский благотворительный комитет: «успехи их в науках и в доброй их нравственности отношу благости Божией! стараюсь непрестанно им внушать, чтобы они каждое начало своего дела начинали с молитвою, призывая на то благословение и милость Божию! и перед экзаменом своим они были у Литургии и после оной служили молебен Матери Божией и святым угодникам славянским Кириллу и Мефодию». Несколько наиболее способных девочек благодаря игумении Антонии смогли продолжить обучение в Филаретовском епархиальном училище на средства Алексеевского монастыря. Игумения Антония окружила своих воспитанниц поистине материнской любовью и заботой. Окончив монастырскую школу и вернувшись на свою родину, девочки часто присылали ей полные благодарности письма. Сама игумения Антония так характеризовала свое отношение к славянкам: «напутствовать их добрыми советами в жизнь — считаю своею священною обязанностию, и прежние мои воспитанницы также близки к моему сердцу, и я очень рада, что сердечная связь между нами не прерывается». За заслуги в просвещении славян сербский князь Милан Обренович пожаловал игумении Антонии государственную награду — орден Такова третьей степени.

Еще будучи настоятельницей Страстного монастыря, игумения Антония вошла в число членов Московского дамского комитета Общины сестер милосердия. Комитет принадлежал к ведомству Общества попечения о раненых и больных воинах, находившегося под высочайшим покровительством императрицы Марии Александровны (в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста). В период Русско-турецкой войны (1877–1878) на членах Общества лежала практически вся медицинская помощь армии. Алексеевский монастырь в это время развернул широкую деятельность в пользу раненых русских воинов. В монастырских мастерских делались по заказу Общества лазаретные палатки. Сестры монастыря заготавливали перевязочные материалы, собирали посылки для отправки на фронт. Они ухаживали за ранеными в московских больницах, читали им духовную литературу, писали по их просьбе письма родным и близким. В 1879 и 1882 годах за выдающиеся заслуги по оказанию помощи раненым и больным воинам игумения Антония была награждена двумя знаками Красного Креста.

Став настоятельницей Алексеевской обители, игумения Антония продолжила благотворительную деятельность своей предшественницы игумении Иларии в женском отделении Московской тюремной больницы. Сестры монастыря по очереди несли здесь послушание под руководством опытной старицы. Смена состояла из двух монахинь и четырех послушниц. В их обязанности входили уход за больными женщинами, духовное чтение и молитва вместе с ними. Игумения Антония старалась всячески облегчить участь заключенных. Она присылала арестанткам необходимые вещи, вкусную и полезную для больных пищу. Монахини должны были заботиться о подготовке умирающих к христианской кончине, к переходу в вечную жизнь их душ. Они читали Псалтирь по умершим, приготавливали усопших к погребению. Миссионерское служение сестер Алексеевского монастыря в тюрьме было высоко оценено Церковью и государством. Игумения Антония была удостоена награды, выдаваемой из кабинета его императорского величества: золотого наперсного креста, украшенного драгоценными камнями.

Одной из отличительных черт характера игумении Антонии была готовность всегда прийти на помощь нуждающимся. Еще в юности, начиная свое послушание в Бородинском монастыре, она раздавала всё свое имущество бедным сестрам. К игумении Антонии часто приходили за пособием те, кто не мог содержать себя по болезни или старости, многим она посылала помощь на дом. В Алексеевском монастыре устраивались благотворительные обеды для бедных женщин, число которых бывало достаточно велико. Игумения Антония неоднократно жертвовала немалые денежные суммы в пользу японской, алтайской и киргизской миссии, на Святую землю, Афон, помогала различным благотворительным учреждениям и братствам.

С 1884 года, в память исполнившегося совершеннолетия наследника царевича Николая Александровича, будущего императора Николая II, игумения Антония ежегодно вносила тысячу рублей из монастырских денег в Московское епархиальное филаретовское училище на воспитание бедных девиц духовного звания. В 1896 году игумения Антония получила разрешение вносить ежегодно еще шестьсот рублей в Мариинское епархиальное училище.

В память об избавлении императора Александра III и его семьи от опасности во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года в монастыре было устроено училище с курсом начальной церковноприходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства Московской епархии. В число этих девочек с 1892 года стали принимать круглых сирот из приютов Елизаветинского благотворительного общества, находящегося под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Специально для училища был выстроен каменный двухэтажный корпус к югу от церкви Всех святых. 27 августа 1889 года состоялось торжественное открытие и освящение монастырского приюта. Обучение в нем велось по программам, принятым в приготовительном и первом классах епархиальных женских училищ. Девочки содержались полностью на средства монастыря. Им выдавалась одежда, обувь, учебники, выписывались полезные книги и журналы для чтения. Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные училища и обучались там на монастырские стипендии. Другие же девочки оставались в монастыре до шестнадцатилетнего возраста и обучались под наблюдением монахинь рукоделию и шитью церковных облачений. Игумения Антония сама навещала девочек, беседовала с ними, следила за их развитием и успехами. Благодаря ее заботам и вниманию в приюте была создана семейная обстановка, а между самой игуменией Антонией и ее воспитанницами установились теплые, полные любви и доверия отношения. По окончании девочками монастырского училища мать Антония не оставляла своих попечений о них.

По заказу игумении Антонии, радевшей о почитании небесного покровителя обители, был составлен «Акафист святому Алексию, человеку Божию». Он был напечатан на средства московского Алексеевского монастыря в 1884 году к 17 марта — дню престольного праздника обители. Игуменией Антонией были изданы книги об Алексеевском монастыре, которые и сегодня являются основными источниками по его истории. В 1877 году в пользу воспитанниц славянского училища был напечатан «Краткий исторический очерк московского Алексеевского девичьего монастыря». Текст книги подготовила Е.В. Ушакова под руководством и при деятельном участии своего брата епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова). В 1889 году было издано «Историческое и археологическое описание московского Алексеевского девичьего монастыря» И.Ф. Токмакова.

Большое внимание игумения Антония уделяла воспитанию сестер вверенной ей обители. Она тщательно наблюдала за исправным посещением ими церковных богослужений, неуклонным выполнением келейных правил и монастырских послушаний. Заботясь о духовном развитии сестер, игумения Антония устроила для них библиотеку, которую всё время пополняла новой душеполезной литературой. Она следила за тем, чтобы у каждой сестры было Евангелие, часто дарила им книги для духовного чтения. Помимо чтения житий святых за трапезой игумения Антония ввела в монастыре чтения творений святых отцов в рукодельных мастерских, в больнице и богадельне. Она находила время и для каждой сестры монастыря в отдельности, входила в мельчайшие подробности их жизни, давала духовные наставления. При необходимости игумения Антония с присущим ей тактом и кротостью одной только беседой приводила к раскаянию провинившихся. Она всегда была готова помочь своим подопечным, утешить и поддержать их в трудную минуту. Сестры же платили ей взаимной любовью. Монахиня Леонида (в миру — Екатерина Васильевна Ушакова) писала: «Вся молодежь в нашей обители находится под непосредственным ведением матушки игумении и моим и большую часть времени бывает с нами. Скажу откровенно: более внимания и заботы, насколько их дает новоначальным сестрам наша матушка, — невозможно и давать; дай Бог только, чтобы молодые сестры оказались доброй землею и жили в обители во славу Божию и в утешение матушки игумении, которая любит их всех, как родная мать своих детей».

Высокий уровень духовной жизни сестер в Алексеевском монастыре позволил ему стать своего рода школой будущих игумений. Под руководством игумении Антонии были воспитаны настоятельницы многих монастырей. Среди них можно выделить основательницу Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумению Флавиану (Попову) и ее преемницу игумению Антонию (Золотареву), а также первую настоятельницу Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме монахиню Евпраксию (Марию Миловидову). Родная сестра монахини Евпраксии — монахиня Алексеевского монастыря Евтихия (Анна Миловидова) — стала настоятельницей Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатове. Из Алексеевского монастыря вышли настоятельница московского Никитского монастыря игумения Паисия, настоятельница московского Зачатьевского монастыря Валентина и многие другие. Все они сохраняли связь с игуменией Антонией и получали от нее различную помощь и поддержку.

5 октября 1897 года мать Антония почила о Господе и была похоро-нена возле алтаря Симеоновского придела Крестовоздвиженской соборной церкви.

Игумения Антония по праву принадлежит к числу выдающихся представительниц женского монашества в России XIX века. Ее плодотворная деятельность на благо Церкви и общества была отмечена многими наградами. Игумения Антония пользовалась глубоким уважением и в среде духовенства, и в светском обществе. Ее мнение и опыт высоко ценили и часто обращались к ней за советом. Она поддерживала дружественные отношения и состояла в переписке со многими видными церковными деятелями, такими как митрополит Сербский Михаил (Йованович), архиепископ Леонид (Краснопевков), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Литовский Алексий (Лавров-Платонов). Среди них были подвижники, впоследствии прославленные Церковью в лике святых: святой равноапостольный архиепископ Японский Николай, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Аристоклий Афонский, святитель Игнатий Брянчанинов.

Подверженная частым головным болям, игумения Антония пребывала в постоянных трудах и молитвах на благо Алексеевской обители и ее сестер. Она и представить себе не могла, что всего спустя несколько десятилетий после ее смерти на месте цветущей обители будет запустение. Но та прочная духовная основа, которая была заложена игуменией Антонией в сестрах обители, позволила им и их преемницам претерпеть все гонения и прославить монастырь святыми новомученицами.

Сегодня обитель святого Алексия, человека Божия, постепенно возрождается. Ее наследниками являются два ныне действующих храма: храм Всех святых и храм преподобного Алексия, человека Божия. Храм Всех святых был передан Церкви в 1991 году. В 2002 году богослужения возобновились и в храме преподобного Алексия, человека Божия, а в марте 2006 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь учреждено патриаршее подворье. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при храме Всех святых бывшего Алексеевского монастыря создано Сестричество святого Алексия, человека Божия, в целях возрождения Алексеевского монастыря, духовником назначен протоиерей Артемий Владимиров, а старшей сестрой — инокиня Ксения (Чернега).

Наталья Морозова,
сотрудник архива сестричества
св. Алексия человека Божия
при храме Всех святых
Новоалексеевского монастыря

6 июня 2011 г.
Ключевые слова: XIX век, Москва, монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи