Руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) рассматривает проблему правового регулирования отношений, связанных с оборотоспособностью церковного имущества. Исследуются нормативно-правовые акты как государственного, так и церковного законодателя.
Религиозные организации не могут иметь в собственности имущество, составляющее исключительную государственную или муниципальную собственность (п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации). К такому имуществу относятся, в частности, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия (п. 1 ст. 50 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"); музейные предметы и коллекции, входящие в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (ст. 14, 15 Федерального закона РФ от 26 мая 1996 года №54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"). К имуществу, не подлежащему отчуждению из государственной или муниципальной собственности, относятся также помещения религиозного назначения, находящиеся в здании, строении, сооружении, не относящемся к имуществу религиозного назначения (ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"). Такие объекты подлежат передаче религиозным организациям в безвозмездное пользование.
Государственное и муниципальное имущество религиозного назначения ограничено в обороте. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона "О передаче имущества религиозного назначения", такое имущество отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций (за исключением случаев передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ).
При этом находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты культурного наследия федерального значения могут быть переданы в собственность исключительно централизованным религиозным организациям (ч. 1 ст. 5 Закона "О передаче имущества религиозного назначения").
Особенности оборотоспособности имущества религиозных организаций определяются также уставами и внутренними установлениями религиозных организаций.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 77) утверждено Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви.
Данное Положение устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения принадлежащим религиозным организациям Русской Православной Церкви
— недвижимым имуществом;
— особо ценным движимым имуществом, которое составляют, согласно Положению, иконы и предметы церковной утвари, относящиеся к музейным предметам и коллекциям, а также созданные до 1940 года; документы государственного архивного фонда или документы, входящие в национальный библиотечный фонд.
Принятие Положения обусловлено наличием в уставах епархий, приходов, монастырей и иных религиозных организаций Русской Православной Церкви нормы, согласно которой Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом соответствующей религиозной организации.
Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви воспроизводит содержание уставов религиозных организаций Русской Православной Церкви в части, касающейся особенностей распоряжения имуществом.
Так, Положением установлен запрет на совершение религиозными организациями Русской Православной Церкви сделок по распоряжению зданиями (строениями) храмов и часовен (в том числе на заключение договоров купли-продажи, аренды, залога данного имущества). Исключение составляют сделки по отчуждению (передаче) данных объектов в собственность (пользование) вышестоящей религиозной организации, такие сделки разрешены.
Согласно Положению, религиозные организации, учрежденные непосредственно Русской Православной Церковью (за исключением епархий), включая синодальные учреждения, духовные образовательные учреждения Русской Православной Церкви, ставропигиальные монастыри, подворья Патриарха Московского и всея Руси, осуществляют распоряжение особо ценным движимым и недвижимым имуществом (включая земельные участки), принадлежащим им на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества), с предварительного письменного разрешения (благословения) Патриарха. Приобретение и иное получение особо ценного движимого и недвижимого имущества (включая земельные участки) в собственность или пользование таких религиозных организаций осуществляется ими с письменного разрешения (благословения) Патриарха. Аналогичное правило установлено в отношении религиозных организаций, входящих в структуру каждой епархии Русской Православной Церкви, включая приходы, братства (сестричества), епархиальные монастыри, архиерейские подворья, духовные образовательные учреждения епархиального подчинения. Соответствующее письменное разрешение (благословение) в данном случае выдает религиозным организациям епархиальный архиерей.
Важно отметить, что в соответствии с уставами религиозных организаций, учрежденных непосредственно Русской Православной Церковью, Патриарх является органом управления таких религиозных организаций. Также и епархиальный архиерей, согласно уставам религиозных организаций, входящих в структуру епархии, выступает в качестве органа управления данных организаций. Поэтому совершаемый Патриархом или епархиальным архиереем акт согласования (благословения) сделок религиозных организаций не может трактоваться как вмешательство вышестоящей религиозной организации в имущественную сферу нижестоящей религиозной организации. Следовательно, речь не идет о некоем вмешательстве, противоречащим принципу обособленности имущества юридического лица.
В действительности, согласование (благословение) сделки представляет собой полномочие органа управления религиозной организации, которое следует рассматривать в контексте п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.