Мы продолжаем обсуждать тему пастырского "выгорания" и предлагаем вашему вниманию размышления о его причинах и о том, как можно его избежать.
Мы все родом из СССР
Мое письмо — это ответ на приглашение обсудить очевидную проблему пастырского «выгорания», заявленную протоиереем Павлом Великановым в январском номере «Журнала Московской Патриархии».
Я служу сельским священником. Духовное образование (бакалавр, окончил МинДС) является для меня не единственным. Первое высшее образование, светское, было связано с управленческой деятельностью. И поэтому вопросы профессионализма для меня не праздные. К тому же, исполняя епархиальное послушание — инспекции приходов, приходится сталкиваться с таким сложным явлением, как оскудение духа.
Во-первых, дай Бог здоровья отцу Павлу за проделанную работу! Всё описанное в статье является предметом исследования специалистов — организаторов труда во всем мире. Церковь — это богочеловеческий организм, и поэтому человеческая составляющая в ней подвержена различным немощам, которые присущи и другим социальным группам. А значит, и богатый мировой опыт, накопленный в этой области, следует внимательнейшим образом изучать и использовать. Отец Павел в рамках журнального формата, выделив главное, детально изложил саму проблему.
Во-вторых, необходимо подробней осветить некоторые аспекты данной проблемы, а точнее, ее предпосылки, которые возникают как следствие не всегда корректного руководства со стороны епархиального управления. Этот аспект всегда деликатно замалчивается, но ведь страдают и дело, и люди. И конечно, поговорить о мерах профилактики.
Мы все родом из СССР. И рядовые священники, и управляющие епархиями. Духовная преемственность, эволюция и селекция (простите за термины) за восемь десятилетий богоборчества были нарушены. Для заполнения вакансий священников рукополагались люди, зачастую не знавшие веры до зрелого возраста, не впитавшие соков традиции православия по наследству. И поэтому вера из книг сталкивалась с психологией людей, вышедших, но не ушедших из египетского рабства коммунистического воспитания. Никуда не денешься — это историческая реальность, в которой необходимо учиться жить.
Один из моментов, на который хотелось бы обратить внимание, — это «угроза перемещения на другой приход». Есть священники, которые, хотя и не по своей воле, сменили уже не один храм. Свыкаясь с возможностью перемещения по епархии, иерей уже не рассматривает свою паству как родную. Он временщик. И самое неприятное во всем этом, что он внутренне изменяется. Передвижение по епархии — не самый эффективный способ повлиять на пастыря со стороны правящего архиерея. Это примитивное средство, имеющее, как и медаль, обратную сторону. Например, «плохого» священника перевели на иной приход. Для проштрафившегося иерея — это наказание, а для прихода это ведь тоже не награда. Где же любовь и забота о ближних? И семья этого священника попадает под епитимию…
Другой момент: отсутствие социальной защищенности ставит перед священником задачи отнюдь не духовные. Учеба, здоровье членов семьи и самого пастыря, а если семья останется без кормильца, кто о ней позаботится? Вот и выходит, что утопающий старается спасать себя сам… Конечно, в крупных городах у духовенства нет материальных проблем, а в селе они есть.
Управляющий епархией оказывается в информационном поле, которое формируется его помощниками. При этом не у всех священников хватает сил повлиять на мнение епископа о себе. А у товарищей по цеху тоже человеческие немощи, например карьеризм или зависть. И не пропитанный верой, но призванный на исповеднический подвиг пастырства человек теряет, простите, «заряд».
В статье отца Павла не осталось места для конкретных предложений: как можно положительно повлиять на ситуацию. Но замечательно то, что проблема заявлена и из обсуждения внимательный специалист сделает верные выводы. А рекомендации типа «если вам плохо, заставьте себя думать, что вам хорошо» здесь не подходят.
Что бы мне хотелось предложить по данному вопросу?
Например, следующее:
— не рассматривать вопрос о переводе священника на другой приход без его прошения или ходатайства прихожан;
— создать институт наставничества, при котором старший и более опытный священник может помочь младшему собрату пережить сложный процесс профессионального становления. Это и молитва за него, и утешение, и ходатайство перед епархиальной властью, и добрый совет;
— может быть заимствована из светской высшей школы хорошая форма — производственная практика семинаристов на приходах епархии. Такая форма учебного процесса многим кандидатам в священники приоткроет глаза и заставит задуматься;
— следует ввести в систему духовного образования вопросы профориентации и профотбора, уделить этим вопросам должное внимание;
— миссионерство должно начинаться с организации здоровой духовной жизни на приходе. А культмассовая религиозная работа — это не всегда миссионерство. Священник не должен заниматься несвойственной для него деятельностью. «Брожение по телевидениям» может в конце концов привести к обратному эффекту, к антимиссии. Мне однажды пришлось наблюдать, как старательный и исполнительный священник вызвал у аудитории негативную реакцию. Но как пастырь в храме он пользуется уважением и любовью прихожан;
— в нашей епархии (Новогрудско-Лидской) есть прекрасная форма — приглашение архиепископом священников для личных встреч и разговора по душам. А как же еще может руководитель узнать о проблемах, мешающих священнослужителю в его деятельности!? И что еще очень важно, наш архипастырь не строгий судья, а внимательный и любящий отец. Поэтому возникающие в нашей епархии трудности достаточно благополучно разрешаются.
Священник Николай Охотницкий, заместитель председателя епархиального церковного суда, член инспекционной комиссии по проверке состояния дел на приходах Новогрудской епархии
"Легкий" хлеб
В советское время «сгорали» на работе потому, что рассчитывали только на свои силы. Человеку всегда нужна помощь Божия, а сегодня не все это четко понимают, несмотря даже на священный сан. Ведь если человек находится в процессе духовного роста, то проблемы «выгорания» не будет, хотя это не значит, что всё сразу получится.
Говорят, что священнический хлеб очень легкий и сладкий, а между тем конкурс в некоторые духовные школы отсутствует. В епархиях священников не хватает.
Еще одна причина — скорое рукоположение. Священниками становятся люди, которые, может быть, просто не рассчитали свои силы.
Для поддержания своего духовного состояния, чтобы не было перекосов («выгорание»), необходимо более или менее частое исповедание. А сегодня немалое количество священников редко исповедуются, хотя причащаются каждую Литургию. О необходимости исповеди священства почему-то забывают, священники считают это маловажным, а ведь они тоже люди и даже если не совершают каких-то поступков, которые совершают мирские люди, но мысленно не могут не согрешать. Каждому нужно исповедоваться, и обычную исповедь священники могут принимать друг у друга, необязательно искать известного духовника (конечно, если вопрос не очень серьезный).
Проблемы будут увеличиваться с каждым годом, ведь общество слабеет духовно и, соответственно, рождает таких же пастырей. Церковь должна решать, как с этим справляться в современных условиях. Одной постановки проблемы недостаточно, нужно хотя бы выявить ее масштабы. Возможно, следует провести научное исследование по этому вопросу.
Протоиерей Сергий Бельков, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии