выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЦВ № 4 (353) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

Проблемы теологического образования в России

Круглый стол «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества» состоялся в Туле 8 февраля. Он был приурочен к совместному выездному заседанию Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию и Общественного совета Центрального федерального округа.
С приветствиями участникам круглого стола выступили архиепископ Тульский и Белевский Алексий и ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев.
В выступлении Евгения Юрьева, председателя Общественного совета ЦФО, возглавившего круглый стол, было отмечено, что сегодня в нашем «обществе все еще доминирует понятие светскости в виде атеизма, и идеологической основой образования является атеизм».
Первый заместитель полпреда Президента РФ в ЦФО Антон Федоров в своем выступлении подчеркнул, что «развитие законных форм присутствия Церкви в образовательном пространстве является важным направлением государственной политики».
По мнению ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерея Владимира Воробьева, в настоящее время теология возвращается в образовательное пространство страны. Отныне люди могут изучать богословие, специалисты-теологи участвуют в научной и образовательной жизни, в любой сфере общественной и государственной жизни.
В 2001/2002 гг. Министерство образования и науки приняло новый стандарт по предмету «Теология», в соответствии с которым в настоящее время ведется преподавание теологии в 36 вузах России, 21 из которых — государственные. Потребность молодежи в знаниях о религии подтверждают данные социологического исследования, проведенного социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Игоря Рязанцева. Одним из самых успешных опытов развития теологических подразделений на базе государственных вузов является кафедра теологии в Тульском государственном университете, возглавляемая протоиереем Львом Махно, на базе которой и был организован круглый стол.
Но в сфере высшего теологического образования существуют и определенные проблемы: непризнание государством дипломов духовных школ, незавершенность вертикали теологического образования в высшей школе. Реформа высшей школы по Болонскому соглашению, которую реализует сейчас Минобрнауки, направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности российского образования. Однако в настоящее время степень кандидата и доктора теологии можно получить только за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах. В России степени кандидата и доктора теологии не включены в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии.
При этом, как отметила в своем выступлении проректор по учебной работе Московского исламского университета Гульфия Хабибуллина, «опыт показывает, что подготовка специалистов-теологов, например, в области исламской теологии, в других странах неприемлема и даже опасна».
По итогам работы круглого стола была составлена резолюция, предусматривающая ряд программ и мероприятий по содействию развитию теологического образования и наука в России.
По материалам
пресс-службы ПСТГУ

14 февраля 2007 г.
Ключевые слова: теология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи