выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Аналитика
ЦВ № 5 (426) март 2010 /  11 марта 2010 г.
версия для печати версия для печати

Нравственность и предпринимательство

Этика трудовых и предпринимательских отношений, наряду с этикой семейных отношений, лежит в основе общественного и государственного устройства. Активность современного бизнеса зависит от рисков, порождаемых, в том числе, этической системой.

Одной из причин экономического кризиса и государство, и общественность, и Церковь называют духовное обнищание общества. Это утверждение кажется очевидным, но до последнего времени оно оставалось научно бездоказательным. Исследовательский проект «Опоры России» и Фонда свт. Спиридона Тримифунтского — первое исследование, посвященное роли духовности в предпринимательской и трудовой сферах деятельности человека.
Слишком банально было бы проводить опрос, который показал бы, что люди знакомы с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому вместо того, чтобы предложить респондентам оценить какие-либо явления, им предложили принять решение о том, как они поступят в тех или иных нарочито утрированных и непростых ситуациях.
Что же было предложено респондентам в качестве мысленного эксперимента? Украсть, отомстить и разорить ближнего, поучаствовать в афере, пожертвовать благополучием ближнего ради себя, проявить крайний эгоизм и забыть о великодушии даже к близким родственникам. Увы, немало участников опроса поддержали эти «инициативы».

Исследование показало, что этическое состояние общества можно охарактеризовать как тревожное. Об этом красноречиво свидетельствуют высокая доля людей, готовых идти на неблаговидные поступки из корыстных побуждений.
В частности, опрашиваемым было предложено ответить, готовы ли они в случае нужды украсть некоторую сумму денег. Утвердительно на этот вопрос ответили 18% респондентов. С одной стороны, это означает, что 82% россиян не станут красть, даже если будут находиться в нужде и от их поступка никто не пострадает. Но, с другой стороны, в опросе речь шла о социально одобряемом и неодобряемом поведении. В таких случаях проценты неблаговидных выборов оказываются сильно занижены. Мы же видим, что пятая часть россиян признается совершенно постороннему человеку в готовности воровать.

Более трети опрашиваемых открыто заявили о том, что личное благополучие им важнее благополучия даже близких родственников. Респондентам было предложено сделать выбор в ситуации, когда им предлагают ежемесячно даром получать достаточно крупную сумму, но при этом тратить эти деньги можно или только на себя, или все без остатка отдавать близким родственникам, которые также могли бы их тратить только на себя. 36% респондентов сделали выбор в свою пользу.
Чуть лучше ситуация обстоит со злопамятностью и желанием отомстить обидчику. Респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Представьте, что вас какой-то человек обманул на крупную сумму денег. У вас есть возможность отомстить и тоже обмануть его. Вы при этом получите намного больше денег, чем у вас отняли. А обманувший вас человек окажется в нищете. Станете ли вы поступать таким образом?» Разорить обидчика согласились почти четверть россиян (23%).
Основными выводами исследования можно назвать то, что сегодня наше общество и, в частности, наше отечественное предпринимательство развивается в условиях крайнего недоверия людей друг к другу, бесспорной готовности значимой доли россиян поступиться основными духовно-нравственными принципами, характерными не только для православного христианства, но и для устоев всех основных мировых религий.

Исследование указало на важную роль внутрисемейных отношений. В результатах прослеживается четкая связь между отношением к близким в семье и поведением человека в общественно-трудовых условиях.

Наиболее «проблемной» частью населения с точки зрения трудовой этики и нравственных допусков является молодое поколение в возрасте до 34 лет. Именно эта группа проявляет наибольшую склонность к неэтичному выбору в предложенных жизненных ситуациях. Это видно по среднему возрасту тех, кто готов и не готов к негативным решениям.

Важным является вывод о том, что трудовая этика служит предпосылкой для экономического успеха. Чем четче определены этические принципы человека, тем успешнее его экономическая жизнь. Заметную роль, особенно в ряде вопросов, играет принадлежность к религиозной общине, то есть осознанная приверженность к вере и подчиненность ее требованиям.

Вопреки бытующему мнению, православие не ведет к экономической пассивности. Об этом, в частности, свидетельствует высокий уровень оценки собственного материального положения православных и, в частности, воцерковленных православных. Более того, православие никак не способствует осуждению богатства как такового, напротив, среди воцерковленных православных заметно больше руководителей подразделений и квалифицированных специалистов, что говорит о личностных качествах и активности представителей этой группы населения.

Таким образом, в ходе одного из первых в России масштабных исследований трудовой этики, было подтверждено наличие взаимосвязи между религиозной принадлежностью человека, его поведением в ситуациях, требующих этического выбора, и экономическими ресурсами (не только денежными, но включающими социальный статус, связи и т. п.), которыми он располагает.

Это позволяет наметить основные направления просветительской и воспитательной деятельности, способной благотворно повлиять на формирование положительной нравственно-этической среды для развития российского предпринимательства.

Опрос проводился среди жителей 120 населенных пунктов (крупных, средних и малых городов, сел) 35 регионов всех федеральных округов. Выборка объемом в 1600 человек была рассчитана таким образом, чтобы репрезентировать взрослое население страны с ошибкой, не превышающей 3,5%.
Проведенный опрос стал первым этапом проекта «Мониторинг духовного здоровья российского общества», который предусматривает, помимо общероссийского опроса, исследование предпринимательской среды, проведение экспертного опроса ведущих государственных, общественных и религиозных деятелей России.

По материалам отчета «Отношение российского общества к нравственным
и этическим принципам трудовой и предпринимательской деятельности»

 

11 марта 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи