выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Аналитика
Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский
ЖМП № 2 февраль 2015 /  6 февраля 2015 г. 16:15
версия для печати версия для печати

Муж борьбы

ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА (ПОММЕРА)

В этом году исполняется 15 лет с момента прославления священномученика Иоанна Рижского, возглавлявшего Латвийскую Православную Церковь c 1921 года до дня своей мученической кончины в 1934 году. Личность и подвиг этого незаурядного церковного иерарха XX века особенно ярко проявились в борьбе с так называемой путятинской смутой, возникшей на переломе эпох в самом центре России — Пензенской епархии. События, происходившие в начале 1920 годов в этой провинциальной российской епархии, серьезно поставили вопрос о выборе дальнейшего пути развития не только православной паствы в отдельном регионе, но и всей Русской Православной Церкви.

17 апреля 1918 года стало судьбоносным днем в истории Пензенской Церкви: на борьбу с набравшей силу заразой — «путятинской смутой» Святейшим Патриархом Тихоном сюда был направлен один из лучших иерархов того времени — епископ Иоанн (Поммер).

«Ему было 43 года. Латыш по национальности, громадного роста, темный шатен, почти брюнет, этот человек обладал какой-то особой привлекательностью. Он был красив и даже как-то обаятелен. К тому же обладал таким тактом в обращении с людьми, таким умением сказать что-либо приятное, что через несколько дней всё духовенство и все верующие города Пензы были от него в восторге.

К тому же в нем чувствовалась непреклонная воля и большой дипломатический талант. Вообще личность эта была далеко не заурядная. Ясно было, что этот человек не сбежит от испуга и, во всяком случае, не сдаст своих позиций без боя». Недаром именно епископа Иоанна Патриарх Тихон назвал«мужем борьбы».

Начало раскола

Пенза может считаться родоначальницей церковного раскола в XX веке. Именно на ее примере советской властью были опробованы методы по расколу Церкви в общероссийском масштабе. В чем же дело?

Кризисное состояние, характерное для Русской Православной Церкви накануне революции 1917 года, в Пензенской епархии проявилось наиболее ярко. К этому моменту внутри Пензенской епархии назрел целый ряд как социально-экономических, так и духовных проблем. Дело в том, что, несмотря на видимое благополучие, губерния обладала большим количеством сельских приходов, положение клира которых значительно ухудшилось со вступлением России в Первую мировую войну. В связи с мобилизацией населения резко сократилось число браков и крещений, упали доходы клира от кружечных сборов. В создавшихся условиях не только псаломщики, но и священники были вынуждены работать по найму у своих же прихожан.

Проблемы материального положения духовенства значительно сказывались и на кадровом воспроизводстве священнослужителей, и на состоянии духовных школ. Средств на содержание последних не хватало. Учеба в духовном училище и Пензенской семинарии часто была единственной возможностью для детей клириков получить среднее образование, но лишь малая часть выпускников шла по пути своих родителей, остальные связывали свое будущее с гражданской службой. В результате в епархии кадры священно- и церковнослужителей пополнялись не лучшими выпускниками, что, естественно, сказывалось на готовности клириков отвечать на «вызовы времени». Всё это приводило к нарастанию непонимания и отчуждения прихожан от священства. Приход как основная единица церковной жизни находился в состоянии кризиса и застоя, требовалась его реорганизация на новых началах.

Но кроме проблем пензенского духовенства и духовного кризиса общества в целом на стремительное развитие раскола повлиял и другой фактор — появление здесь Владимира (Всеволода) Путяты. Кризис Церкви и надвигающиеся революционные события, хаос и брожение умов породили самые разные «сомнительные» личности, хорошо чувствующие политический момент. Пензенская епархия с ее провинциальными воззрениями и церковными нестроениями стала той благодатной почвой, где и «расцвел» талант Владимира Путяты.

После прихода к власти большевиков в 1917 году Владимир Путята, ранее отстраненный от управления епархией за аморальное поведение, объявил о создании «новой свободной народной церкви».

Кто же составил основу его движения? Ответ на этот вопрос можно найти в воспоминаниях Н.П. Иванова, иподиакона епископа Иоанна (Поммера), борца с обновленчеством, бывшего непосредственным очевидцем тех событий: «Это были люди переходного периода, потерявшие или просто не обретшие себе ничего взамен. Они еще ходили в праздничные дни в церковь, но не для того, чтобы помолиться, а лишь как в какой-то клуб, где можно встретить досужих приятелей, где можно было бесплатно послушать хороший хор, а иногда и способного проповедника, где можно было посидеть в ограде на лавочке и, раскуривая папиросу, посудачить и посплетничать с такими же досужими людьми о чем угодно, подвергнув критике всё, что заблагорассудится.

Объектом их критики обычно являлось духовенство, затем хор, затем политические события и прочее». То есть это была как раз та самая «пена», которая неизбежно возникает при всяких изменениях существующих общественно-политических отношений.

Ее-то и смог привлечь из верующей среды Путята, пользуясь приемами откровенной лжи, демагогии, критиканства, которые и привлекают к себе людей, потерявших нравственный стержень. Но это была опасная игра Владимира Путяты, закончившаяся в конце концов полным поражением. Оказавшись в весьма непростой ситуации, но не желая расставаться с властью, бывший архиерей тонко уловил политические веяния и настроения народа. В рядах духовенства чувствовалась растерянность перед революционными событиями.

И только Путята, учитывая обстановку в стране, свои силы и число своих приверженцев, зная уровень их образования, стал активно развивать идею «новой народной свободной церкви» и открыто заявил о поддержке советской власти.

В феврале 1918 года в Пензу прибыл управляющий Пензенской епархией епископ Прилукский, бывший викарий Полтавской епархии Феодор (Лебедев), в 1900-х годах смотрителем Краснослободского духовного училища. «Ученый монах, каким казался видавшим его в те дни, он, по-видимому, не имел в своем характере никаких данных для решительных действий...». В условиях разворачивающегося противостояния епископ, по одной из версий, не выдержал «накала страстей» и умер от разрыва сердца.

Стратегически важным для Путяты было владение центральным кафедральным собором. Как писал Н.П. Иванов, «собор для Владимира был необходим как воздух. Собор сам, своими стенами должен был создавать авторитет для самочинного архиерея». К этому времени он уже имел опыт захвата церквей: Богоявленский храм (Новый Спаситель) и Воскресенскую церковь (Старый Спаситель) в Пензе были полностью под его контролем. В условиях фактического отсутствия сильного правящего архиерея и растерянности духовенства Путята с помощью крестного хода (по сути — крестового похода) своих многочисленных приверженцев в конце марта 1918 года захватил центральный храм Пензенской епархии.

На собраниях путятинцев 18 и 25 марта было решено так же поступить со всеми остальными церквами. Успеху обновленцев способствовала и негласная поддержка местных властей: обновленческая организация «Христианский союз» безо всяких помех прошла регистрацию в Коллегии по отделению Церкви от государства. Поместный Собор всерьез обратил внимание на смуту в Пензенской епархии, и 20 апреля на его последнем заседании архиепископа Владимира лишили сана «за неподчинение и презрение канонических правил».

В этот критический для Пензенской епархии момент Патриарх Тихон направил в нее епископа Иоанна (Поммера).

Живые слова

Вокруг епископа Иоанна собралась активная группа священства и мирян, ставшая впоследствии его опорой. К числу таковых принадлежали ректор семинарии протоиерей Матфей Архангельский, соборный протодиакон Василий Смирнов, преподаватель женского епархиального училища А.А. Беляев (впоследствии — Августин, епископ Иваново-Вознесенский), адвокат В.А. Бессонов. Немаловажно, что ряды защитников канонической чистоты Церкви пополнялись и молодыми людьми, как, например, Николаем и Михаилом Пульхритудовыми. Таким образом, до сих пор разрозненное и растерянное духовенство увидело в епископе Иоанне достойного противника обновленцам и приступило к активным действиям.

Самым «уязвимым» местом в городе была Петропавловская церковь, соседствующая со старым и новым храмами Спасителя, захваченными последователями Путяты; однако 18 апреля, в Страстной четверг, благодаря смелым и решительным действиям епископа Иоанна эта церковь осталась у каноничных церковных властей. Произнесенная им проповедь на тему только что прочитанного Евангелия: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» — настолько была хороша как по содержанию, так и по красоте слога, что явилась своеобразным переломным моментом в противостоянии с «путятинцами». В ней владыка призвал свою паству, назвав верных чад Христовых крестоносцами, к самоотверженной любви:«На кресте, на котором умерла вечная любовь, чтоб даровать жизнь миру, даровано нам обетование: смерть действует в нас, а жизнь в вас, ибо все для вас (2 Кор. 4, 12). Это тайна любви самоотверженной, готовой на все жертвы — в этом ея дело и ея утешение: что любовь делает под крестом, то делает к благу бедного мира...»

В числе молящихся этого прихода было много тех, кто колебался, тяготился формализмом синодальной церковности и потому симпатизировал Владимиру Путяте. И вот теперь, слушая эти живые, дышащие верой и любовью слова отца Иоанна, толпа молящихся словно ожила. Когда проповедь была окончена, в толпе послышался восторженный шепот. Это была явная идеологическая победа на духовном фронте Пензы.

Противостояние

Естественно, что сильный и авторитетный архипастырь был опасен как для Путяты, так и для местных властей. В Комиссариат по отделению Церкви от государства поступали доносы на епископа от владимировцев с требованием удалить из пределов Пензенской епархии неугодного архиерея.

Началось открытое и ожесточенное противостояние канонической Церкви в лице епископа Иоанна и раскольнической во главе с Путятой. Раскольники, пользуясь поддержкой власти, не гнушались никакими средствами. 9 мая в Пензенском Спасо-Преображенском монастыре по указанию Путяты Н.М. Рудаковым и Г.Я. Дубровиным на епископа Иоанна было совершено покушение. Однако архипастыря это не остановило: «Убийцы просчитались, но они должны были знать, что я мертвый был бы для них еще страшнее, чем живой». 27 сентября 1918 года, после того как владимировцы сделали попытку захватить Петропавловскую церковь во время совершения там службы епископом Иоанном, произошло столкновение между верующими, принадлежащими к разным партиям. Местные гражданские власти арестовали обоих архиереев и около месяца продержали их в одной камере.

Вот как описывает кровавые события сентября сам епископ Иоанн: «В Пензе комиссары по своему усмотрению хватали сотни заложников из числа мирного населения. Началась страшная резня. День за днем комиссар Власов во дворе тюрьмы на глазах у всех заключенных уничтожал заложников. Без суда и следствия, по порядку нумерации камер, людей выгоняли во двор, где их убивали. Во время всей операции трупы не убирались. Вместе с убитыми во дворе лежали раненные, стоны которых разрывали души. Все заложники не были расстреляны только потому, что власовская "операция" была приостановлена. Убийцы строго придерживались шестичасового рабочего дня. Указ из Москвы о прекращении расстрелов Власов принял с видимым неудовольствием. Освобождая заключенных, он цинично добавил: "До скорого свидания". Среди оставшихся в живых был и я. Это было очень болезненно для Власова. Через несколько дней он вновь арестовал меня с видимым намерением уничтожить. Но воля Божия была иной. Сам усердный комиссар был посажен ко мне в камеру. Он был обвинен в ряде таких преступлений, которые были нетерпимы даже у комиссаров, и в конце октября был расстрелян...»

Братство православных христиан

Важным моментом в этом противостоянии стало создание епископом Иоанном совершенно новой структуры управления Пензенской епархией, спасшей ее от уничтожения. Согласно Декрету об отделении Церкви от государства, 9 марта 1918 года Пензенский епархиальный совет и Духовная консистория, как и другие епархиальные органы, объявлялись упраздненными. В этих условиях для каноничной епархиальной власти регистрация новых органов управления была просто жизненно необходима.

В апреле 1918 года духовенство во главе с епископом Иоанном пытается пройти процедуру регистрации органов епархиальной власти — Епархиального управления — путем подачи ходатайства о регистрации и проекта Устава на утверждение комиссару по отделению Церкви от государства.

Однако комиссариат отреагировал на это заявление однозначно, направив его и Устав в Следственную комиссию. Препятствия со стороны советской власти в признании каноничной церковной власти в лице епископа Иоанна и епархиальных структур были ожидаемы и объяснимы. Существование организационносильной и поддерживаемой большинством верующего населения епархиальной власти шло вразрез с целями и задачами Советского государства.

В то же время «путятинцами» была создана параллельная структура епархиального управления — «Христианский союз», успешно прошедший регистрацию в органах юстиции. И тогда 25 апреля (8 мая по н. ст.) 1918 года на собрании церковных советов города под председательством епископа Иоанна, проходившем в Введенской церкви, представители от приходов 13 церквей, не захваченных владимирцами, выразили свою готовность защищать законного архипастыря. Для объединения всех приходов и их сплочения был создан Союз (Братство) православных христиан Пензы. Этот союз смог пройти регистрацию в органах власти и начал официально работать. Опыт создания Братства оказался чрезвычайно важен в тех экстремальных условиях, он показал способность Церкви находить ответы на вызовы времени. Эта структура в условиях полной изоляции государством епархиальных органов была вполне эффективна и жизнеспособна. Благодаря широкому участию в ней именно мирян (даже руководителем юридически являлся мирянин), у верующих появилась возможность легально существовать в условиях советской действительности и не обращать на себя «огонь» со стороны государственных органов. Размывался стереотип советской власти, что церковная организация может работать только в рамках церковно-управленческих структур.

Посредством собрания представителей всех православных общин Братство хотя и ограниченно, но все же координировало жизнь епархии, а также входило в официальные сношения с властями. Так, в архивных источниках сохранилось множество документов с ходатайствами Братства об освобождении из-под ареста священнослужителей, в том числе и самого священномученика Иоанна. В состав Братства вошли настоятели и клирики городских церквей, активные миряне, представители интеллигенции и молодежи (Николай и Михаил Пульхритудовы, Татьяна Куприянова), адвокат В.А. Бессонов.

Все они были смелыми, преданными помощниками владыки Иоанна. Чувствуя сильный отпор со стороны крепнущего объединения приходов, Путята написал на них донос, что стало для Комиссариата по отделению Церкви от государства поводом для ареста сразу 14 активных церковных деятелей. А 11 ноября 1919 года сам епископ Иоанн вновь был арестован. Заявив категорический протест, владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму архиепископ был помещен в одну камеру с уголовными преступниками.

В Москве делом занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК Мартын Лацис, однако собрать достаточно компрометирующих материалов ему так и не удалось. Ровно через месяц ВЧК вынесла епископу Иоанну оправдательный приговор. Во время его ареста Путята направляется в Москву с целью создать Высшее церковное управление народной церкви и начать свою деятельность во всероссийском масштабе. Но обновленцы рано начали праздновать победу — епископ Иоанн в 1920 году был освобожден из заключения и вскоре вернулся в Пензу, продолжив управлять епархией. Борьба за пензенские церкви продолжилась.

Нужно сказать, что, несмотря на поддержку «путятинского движения» со стороны советской власти, популярность Владимира Путяты среди верующего народа и духовенства падала с катастрофической быстротой. К началу 1921 года в лоно Православной Церкви вернулась община Старого Спасителя города Пензы. Благодаря смелой, но тактичной политике священномученик Иоанн смог удержать паству от влияния раскола, ситуация внутри епархии стабилизировалась.

А самое главное, за это время окончательно произошел перелом в сознании людей. Несомненно, оказать достойное противостояние Путяте самоотверженный епископ не смог бы в одиночку: Пензенская земля была богата поистине глубоко верующими, настоящими пастырями, многие из которых стали впоследствии мучениками. Всю любовь и преданность пензенской паствы можно увидеть в коллективном письме священномученику Иоанну по случаю десятилетнего пребывания его на Рижской кафедре: «Ваше пребывание в Пензе совпало с тем моментом, когда яростные нападки враждебных Церкви сил превратились в открытую борьбу с ее сослужителями <...> Вы противопоставили величайшую силу духа и необыкновенную силу воли. Эти мощные устои Вашей сильной натуры помогли Вам пережить и преодолеть все те невероятно тягостные условия жизни, которые выпали на Вашу долю за последние годы. Следуя шаг за шагом Вашему тернистому пути, нужно удивляться той духовной стойкости и необычайной выдержке, с которой Вы встречали посланные Вам судьбой испытания и страдания. Ярко и отчетливо вспоминаются все Ваши и нравственные мучения, пережитые в Пензе в годы лихолетья, и вместе с тем та духовная спайка и единение пензяков, которая служила Вам поддержкой в тяжелой борьбе за право и правду и поставила Вас перед лицом всего населения на недосягаемую высоту. Народ прекрасно сознавал и чувствовал, что в своих молениях и обращениях к Господу Владыка не забудет тех мечтаний об освобождении от гнета и насилия, которыми жила и мыслила распятая Россия, и тех праведных ее сынов, которые своими страданиями и кровью искупили вину злодеев, не ведавших того, что творят. В этом духовном созвучии была заложена громадная нравственная сила, которая связывала Вас, Ваше Высокопреосвященство, с народом узами невидимого, но крепкого родства и близости. Поэтому, где бы Вы ни находились, у пензяков всегда останется к Вам чувство великой благодарности и глубочайшей преданности и привязанности».

Уроки «смутной» истории

Дальнейшие пути законного архиерея Иоанна (Поммера) и бывшего архиепископа Владимира (Путяты) разошлись навсегда в 1921 году. Епископ Иоанн в июне 1921 года по предложению Патриарха Тихона и по настоятельным просьбам латвийской паствы был избран Предстоятелем Православной Церкви Латвии. Путята же, в 1921 году подав прошение в Синод о своем восстановлении в прежнем сане и получив отказ, в следующем году покинул Пензу. Казалось бы, эта «смутная» история окончена, о ней можно было бы и забыть. Но...

Происходившие в Пензенской епархии события, самоотверженное противостояние священномученика Иоанна раскольнической «народной церкви» обратили на себя пристальное внимание центральных органов советской власти. К 1920 году ситуация в Пензенской епархии заставила партийное руководство активизировать полемику по вопросу о возможности использования церковного раскола. Особо поддерживал эту идею нарком просвещения А.В. Луначарский, который лично встречался с В.Путятой. Реализацию замысла по разрушению церковного единства взял на себя Л.Д. Троцкий, который подчинил «религиозный вопрос» партийно-чекистскому контролю и взял общее руководство по подготовке раскола. Таким образом, обновленческий раскол в Пензенской епархии, удачно использованный в борьбе с Пензенской церковной организацией местными властями, затем был в полной мере реализован в отношении всей Русской Православной Церкви.

Своей деятельностью Владимир Путята и иже с ним, вызвалив конечном счете недоверие и брезгливое отношение верующих ко всей Церкви: ведь внешне обновленческие и православные храмы были схожи, а то, что происходило внутри, толком понимали не многие. Верующих, оставшихся верными Патриарху Тихону, равно возмущали и попытки обновленцев разрушить традиционный уклад церковной жизни, и их откровенное низкопоклонство перед властями. Итог для обновленцев также был закономерен: «новая свободная церковь», едва ли просуществовав два десятилетия, бесследно исчезла из советской действительности.

12 октября 1934 года архиепископ Иоанн был подвергнут пыткам и убит неизвестными на пригородной даче в Озолкалне на Кишозере; погребен на Покровском кладбище в Риге. В похоронной процессии приняло участие не менее 100 тыс. человек. В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Латвийской Православной Церкви. Чуть позднее, 3–4 октября 2003 года, состоялось обретение и перенесение мощей священномученика Иоанна с Покровского кладбища в Рижский собор Рождества Христова.

В октябре 2006 года архиепископом Пензенским и Кузнецким Филаретом (Карагодиным) из Риги была привезена часть мощей священномученика и торжественным крестным ходом доставлена с вокзала в Покровский архиерейский собор. А в 2014 году в Пензе митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) положил начало созданию храма в честь священномученика Иоанна.

Кира АРИСТОВА

Справка

Архиепископ Иоанн (Поммер) родился 6 (19) января 1876 г. на хyторе Илзессала Праyленской волости Лифляндской гyбернии в латышской православной крестьянской семье. В 1897 г. окончил Рижскyю дyховнyю семинарию. В 1900 постyпил в Киевскyю академию, где был одним из первых yчеников. В 1903 г. принял монашество по благословению св. Иоанна Кронштадтского, рyкоположен во иеромонаха. В 1907 г. стал ректором Виленской духовной семинарии в сане архимандрита и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 12 марта 1912 г. в Александро-Невской лавре был хиротонисан во епископа Слyцкого, викария Минской епархии. В 1913 г. был назначен епископом Таганрогским. В 1917 г. назначен викарием Тверской епархии, был помощником сщмч. Серафима (Чичагова). В апреле 1918 г. направлен свт. Тихоном в Пензенскyю епархию. В 1921 г. был назначен Патриархом Тихоном Предстоятелем Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. был избран депyтатом в латвийский сейм, добился легализации Православной Церкви в стране. Первые годы своего архиепископства жил в подвале Рижского кафедрального собора в знак протеста против передачи архиерейской резиденции католикам. Жестоко убит неизвестными 12 октября 1934 г. на даче в Озолкалне на Кишозере и был погребен на Покровском кладбище в Риге.

 



6 февраля 2015 г. 16:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи