выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
Команда Второй новосибирской гимназии, обладатель гран-при первого Фестиваля школьных СМИ "Единство". Ноябрь 2010
ЖМП № 5 май 2011 /  5 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Инвестиции в будущее: III Общероссийская олимпиада по основам православной культуры

В мае этого года подведены итоги III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Победители и призеры были определены еще в апреле. И теперь они приглашены оргкомитетом олимпиады для того, чтобы встретиться друг с другом, еще раз доказать свое право называться обладателями первых мест и, самое главное, прожить пять незабываемых дней в кругу своих единомышленников и соратников.

 

Как всё начиналось

Этот ежегодный конкурс школьников проводится Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом по благословению Святейшего Патриарха Кирилла уже третий раз. Существенную поддержку в организации и проведении олимпиады оказывают Министерство образования и науки РФ, Союз ректоров России, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и фонд просвещения «Мета».

Идея олимпиады родилась в Калуге в декабре 2007 года в ходе общероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Именно здесь Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью была принята концепция включения предмета «Православная культура» в образовательные стандарты средней школы нового поколения. Тогда же было высказано пожелание проводить предметную олимпиаду школьников в масштабе всей страны.

Осуществить этот замысел выпало на долю ПСТГУ и учрежденного председателем совета директоров ФК «Уралсиб» Николаем Цветковым фонда просвещения «Мета», который оказывает не только финансовую, но и стратегическую, консультативную и организационную поддержку. По словам председателя правления фонда Валентины Сигаевой, «ключевое направление нашей совместной работы с ПСТГУ — обращение к православной традиции. Мы работаем сегодня для того, чтобы эта традиция не прервалась, чтобы завтра наши дети смогли передать ее нашим внукам».

Первая олимпиада, которая стартовала в декабре 2008 года, немного опередила эксперимент по введению курса «Основ религиозной культуры и светской этики» в средних школах 18 регионов России. В ней участвовали 13 тыс. школьников, во второй олимпиаде — 45 тысяч, а в этом году в различных олимпийских проектах насчитывается более 80 тыс. участников — школьников 4–11 классов из 67 регионов России. По количеству участников Всероссийская олимпиада по ОПК вышла на высокий уровень по сравнению с другими олимпиадами и конкурсами, проводимыми при поддержке Российского союза ректоров России. В ноябре 2010 года Российский совет олимпиад школьников прогнозировал, что общее число участников олимпиад в 2010–2011 учебном году достигнет 500 тыс.человек. Всего олимпиад и конкурсов в перечне Министерства образования РФ 77. Число же участников одной олимпиады по Основам православной культуры составляет почти 1/5 от общего числа.

На церемонии закрытия II Общероссийской олимпиады Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Трудно переоценить значение олимпиады. Это, с одной стороны, очень важный показатель того, что происходит на уровне сознания молодежи, а с другой — это способ формирования убеждений; поэтому значительное увеличение количества участников я воспринимаю как весьма положительное явление. Это очень правильная инвестиция — в наше будущее, в души наших детей».

Не снижает олимпиада и своих качественных показателей. С каждым годом Союз ректоров вынужден ужесточать требования к олимпиадам: в 2008 году было проведено 124 олимпиады, в 2009-м — 87, в 2010-м — 77. Причина исключения некоторых олимпиад из списка в том, что они отбирали слишком много победителей, число которых у некоторых олимпиад доходило до нескольких тысяч. Конечно, Россия богата талантами, но все-таки при таких цифрах ощущение ­победы в ­олимпиаде теряется. Олимпиада по Основам православной культуры в 2010 году, имея 60 победителей из 45 тыс. участников, выгодно отличалась на фоне других конкурсов.

Популяризации олимпиады способствуют инновационные формы работы оргкомитета и центральной методической комиссии олимпиады. На сайте олимпиады (www.pravolimp.ru) создана система личных кабинетов организаторов. Активно работают форумы, что позволяет общаться не только с учителями и представителями департаментов образования, но и с самими участниками. Вот что они пишут:

«Дети и коллеги-учителя в школе отнеслись к олимпиаде с интересом, уважением. Эта олимпиада отличается от других школьных каким-то особенным внутренним светом. Это очень активизирует детей и дает хороший творческий заряд!» (Людмила Мартьянова, учитель ОПК)

«Мне было интересно писать эту олимпиаду, потому что вопросы интересные и ответить на них может не каждый. Еще эта олимпиада мне нравится тем, что можешь себя проверить, на сколько баллов ты знаешь. И если мало знаешь, значит, тебе еще больше надо читать книг». (Земфира Иванова, 6 класс, город Козельск)

Структура и организация

Каждый год оргкомитет объявляет ведущую тему, в рамках которой составляются задания. Тема первой олимпиады была посвящена подвигу Новомучеников и Исповедников Российских в ХХ веке, тема второй олимпиады — «Православные праздники». В этом году олимпиада посвящена ратному подвигу в православной традиции.

Олимпиада проводится в несколько этапов, каждый из которых называется по главному организатору. В октябре стартуют школы, которые самостоятельно, каждая для своих учеников, проводят школьный этап. Учащимся предлагается ответить на видеовопросы, заполнить рабочую тетрадь с вопросами и тестами, а также написать маленькое эссе. Лучшие участники приглашаются уже муниципальными органами образования в следующий, муниципальный тур. Квоту организаторы устанавливают самостоятельно, главное, чтобы она не превышала 35% от общего числа участников школьного этапа. Таковы требования Российского совета олимпиад школьников (РСОШ).

Новацией в проведении олимпиады 2010–2011 года стал особый статус регионального тура. Чтобы расширить географию и количество победителей, было принято решение сделать региональный этап финальным. Занять призовое место школьник теперь сможет, не выезжая в Москву. Но работы призеров всё равно побывают в столице. Лучшие работы учеников из регионов направляются в центральный оргкомитет, где их снова проверяют специалисты. При этом результаты могут быть пересмотрены, а список призеров и победителей изменен.

В этом году в проведении регионального финала оргкомитету олимпиады очень помогло добровольческое движение сотрудников финансовой корпорации «Уралсиб». Именно эти люди во многих регионах были представителями олимпиады, контролировали, чтобы всё было сделано «по регламенту». Чтобы на заключительном этапе олимпиады участники выполняли задания в равных условиях, друг у друга не списывали, в аудиториях соблюдался порядок. По словам Ксении Конобиевской из Ханты-Мансийского автономного округа, «впечатления от олимпиады очень хорошие. Всё было организовано на высоком уровне. Мне лично очень понравились выступления священников перед началом мероприятия. Думаю, ОПК стоит вводить в старших классах, когда человек может осмысленно подходить к изучению этого предмета».

Одним из требований РСОШ является очное проведение финального тура. Для участников олимпиады по ОПК все туры — очные. И в этом прежде всего заслуга местных энтузиастов, которые берут на себя и материальные, и организационные тяготы. Таких энтузиастов с каждым годом становится всё больше. Уже в первый год поражало детское стремление участвовать в конкурсе: многие ребята сами предлагали учителям зарегистрироваться на сайте, проявляли огромную активность. Теперь уровень вовлеченности в процесс как учителей, так и департаментов образования вырос на порядок. Об этом свидетельствуют отзывы с мест, примером которых может служить письмо, полученное оргкомитетом из Саратовской области: «Наш район второй раз принимает участие в олимпиаде. Очень рады! — Делится впечатлениями Наталья Попова, учитель ОПК из города Ртищева. — Если в прошлом году участвовала только наша школа, то в этом году почти все школы города и района. Нас поддерживают управление образования нашего Ртищевского района, глава района и, конечно же, наш храм, с которым мы ведем тесное сотрудничество».

 Олимпиада сегодня

В этом году региональным флагманом олимпиады выступает Краснодарский край, в котором практически все школы являются участниками движения: 451 школа края зарегистрирована в олимпийской базе данных. Специфика региона, в котором огромную роль играет казачья культура, обусловливает тесное взаимодействие школ с казачьими общинами и епархией. По общему количеству участников лидирует Белгородская область — здесь по итогам школьного тура получены результаты работ 5627 школьников. Это один из самых развитых регионов по преподаванию ОПК — оно ведется в области с 2002 года. В тройку лидеров входит Нижегородская область — 248 школ и 2635 участников школьного тура этого учебного года.

Московский этап проведения олимпийских состязаний по Основам православия не отменяется. Теперь он получил статус суперфинала, в котором встретятся только победители — обладатели дипломов первой степени. Сделано это, чтобы не прерывать уже сложившуюся традицию встречи в Москве детей из разных уголков нашей страны в Доме юных туристов и краеведов, который стал для финалистов олимпиады заветным ДЮТиКом.

«Впервые я увидела столицу в том масштабе, в каком нам ее показали организаторы. Это Кремль, Бутовский полигон, Коломенское, Сокольники… То, что отличало олимпиаду, — это светлый, радостный настрой, с которым всё происходило. Ребята собрались из разных мест, но все — православные, всех объединяло общее дело. Здесь я приобрела новых знакомых, с ними не перестаю общаться до сих пор. Конечно, запомнилось торжественное закрытие, которое возглавлял Святейший Патриарх! Это было грандиозным событием моей жизни», — делится впечатлениями Татьяна Евграфова из Тверской области, одна из финалисток олимпиады.

В суперфинале центральное жюри олимпиады определит лучших в нескольких номинациях: «Абсолютный победитель Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры», «Победитель суперфинала среди 10-х классов», «Победитель суперфинала среди 11-х классов», «За лучшее эссе», «Лучший знаток православной культуры-2011», «Лучший исследователь православной культуры». Ежегодно финалистами олимпиады выполняется проектная работа. В 2011 году в издательстве ПСТГУ по результатам проектных работ прошлого года вышел альманах «Праздничная топонимика на улицах Москвы». Ребята исследовали историю и современное состояние московских улиц, названия которых связаны с православными праздниками, — Воздвиженка, Сретенка, Покровка, Рождественка, Архангельский и Богоявленский переулки, Троицкая улица. Школьники были разделены на группы, каждой из которых давалось отдельное задание: корреспонденты беседовали с прохожими, искали тех, кто давно живет здесь или работает, фотоохотники искали места, на которых прежде стояли храмы или были какие-то здания, историки узнавали архивные данные об улице. Во время проведения суперфинала за лучшую проектную работу будет присуждена отдельная, коллективная, премия.

В мае по итогам олимпиады этого года эксперты определят уровень олимпиады, от которого зависят привилегии победителей при поступлении в вуз (прежде уровень определялся в начале учебного года и фиксировался в самом Перечне). Для наших победителей льгота может быть двух типов:  или внеконкурсное зачисление в вуз по направлениям «теология», «религиоведение», «история», или 100 баллов по «истории» вместо сертификата ЕГЭ. Решение о том, какие льготы идут в зачет, принимает высшее учебное заведение, зачисляющее победителя православной олимпиады в ряды своих студентов.

Работа оргкомитета олимпиады и методической комиссии имеет целью привлечь внимание школьников к православной культуре России и побудить к самостоятельному исследованию. Другая важная задача — помочь тем, кто работает с детьми, — учителям. Экспертами олимпиады был разработан методический комплекс для учителей, преподающих по учебнику «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева. Комплекс размещен на сайте олимпиады (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons) и содержит методические разработки и разнообразные дополнительные материалы по каждому уроку. Ими пользуются в настоящее время тысячи педагогов России, о чем свидетельствует статистика сайта.

В ПСТГУ начата работа по созданию инновационной образовательной программы бакалавриата для будущих педагогов. Профиль разрабатываемой программы: этика, основы религиозной культуры (по выбору), организация добровольческого движения детей и молодежи. Думается, что разработанная программа получит соответствующий допуск к ее реализации в Министерстве образования и науки РФ и внесет свой вклад в развитие педагогического образования в России. Сегодня Общероссийская олимпиада школьников по ОПК уже не просто конкурс знатоков православной культуры и истории, это целый образовательный проект, направленный на возвращение в отечественное образование православных традиций.

Николай Цветков, председатель совета директоров финансовой корпорации "Уралсиб", учредитель фонда просвещения "Мета":
Когда мы задумывали фонд просвещения "Мета", главная его цель была определена как возрождение традиционных духовных ценностей. Молодому человеку очень важно сформировать духовный стержень. Это необходимо, чтобы жить достойно и по-настоящему успешно.
Сотрудники нашего фонда искали программы, которые помогут молодежи обрести истинные ценности, утвердиться в них.  Для нас очень важны люди, труд которых связан с духовным просвещением молодежи, и события, связанные с этой темой. Именно по этим причинам мы поддерживаем Общероссийскую олимпиаду по основам православной культуры.
Я бы назвал взлет популярности олимпиады естественным процессом. Сегодня наше общество начинает обращаться к своему духовному наследию, а молодежь — наиболее восприимчивая часть общества. По моему мнению, фонду "Мета" и Православному Свято-Тихоновскому  гуманитарному университету стоит объединить ресурсы  для развития  существующих  и разработки новых совместных проектов.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
Олимпиады уже давно стали одним из способов отбора талантливых ребят при поступлении в вузы. Особенно большое значение олимпиады приобрели после того, как был осуществлен переход к системе ЕГЭ, так как отмена вступительных экзаменов в вузы кардинально сократила возможности отбора способных и подготовленных абитуриентов. В нашем университете олимпиады также проводились на протяжении нескольких лет, до того как появилась идея создать олимпиаду по Основам православной культуры, которой бы Министерство образования и науки присвоило общероссийский уровень. Когда по инициативе Патриархии олимпиада по ОПК была включена в государственный перечень, наш университет получил письменное поручение Святейшего Патриарха Алексия II провести эту олимпиаду, то есть разработать и осуществить этот проект. Финансирование олимпиады взял на себя фонд просвещения "Мета", без его поддержки проведение олимпиады в общероссийском масштабе было бы невозможно.
Олимпиада оказалась очень востребованной. При ее организации мы использовали современные интернет-технологии. Количество участников с каждым годом значительно увеличивается. В этом году участвовало более 80 тыс. детей. Олимпиада показывает, что Основы религиозной культуры и светской этики нужно серьезно и качественно преподавать, потому что у многих детей отсутствуют даже базовые знания в этой области. В то же время многие дети хорошо ориентируются в предмете, и его необходимость для культурного развития детей вполне очевидна. Олимпиада проводится очень интересно. Почувствовать себя сопричастным столь большому, общему делу — возрождению и изучению православной культуры, которое помогает обрести свои духовные, культурные и даже национальные корни, полезно и вызывает естественный энтузиазм у детей.

Марина Пахолкина
5 мая 2011 г.
Ключевые слова: дети, ОПК, олимпиада, ПСТГУ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи