выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Аналитика
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Чем православные психологи могут помочь современной семье

Для преодоления кризиса семейных ценностей необходимо заниматься укреплением современной семьи и созданием условий, от которых зависит благополучие супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Только в условиях духовно-здоровой семьи люди могут усвоить христианское отношение к брачной жизни, рождению и воспитанию детей. Православные психологи могут оказать современной семье помощь на этом пути.
Ключ к решению демографических проблем связан с созданием эффективной системы медико-психолого-педагогической и социальной поддержки современной семьи, ориентированной на формирование христианских семейных ценностей. Создание такой системы позволит людям приобрести верную духовную ориентацию при разрешении сложных семейных и жизненных проблем.
Особо важные направления работы православных психологов сегодня:
— духовная и психологическая подготовка подростков и молодежи к созданию семьи, вступлению в брак, рождению и воспитанию ребенка в христианской традиции;
— духовно-нравственная, социальная и психологическая поддержка молодых супругов в период беременности, в первые месяцы после родов и в течение всего периода дошкольного детства;
— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; при этом специалистам необходимо понять, что единицей образовательного процесса является не отдельный ученик, а целостная семья, имеющая своеобразный духовно-культурный и нравственно-психологический уклад;
— создание комплексных развивающих программ для взрослых, детей, подростков и молодежи, реализуемых в системе социальной защиты населения и предназначенных для психолого-педагогической поддержки социально-незащищенных слоев населения: пенсионеров, многодетных, неполных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами и т.п., — испытывающих большие трудности в решении проблем адаптации к условиям современной жизни.
— медико-психолого-педагогическая поддержка воспитанников детских домов и интернатов, решение проблем их социальной адаптации к условиям современной жизни;
— работа на уровне «практической жизнедеятельности». Она позволяет накапливать, обобщать и передавать положительный опыт жизни людей, связанный с обустройством своей семьи, по-настоящему крепкой и здоровой в духовно-нравственном отношении. Разнообразные родительские встречи, семинары, семейные клубы, вовлекающие отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни и воспитания детей, позволяют значительно повысить общую активность людей, их духовную и психологическую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Чаепития, детские и семейные праздники, кружки и творческие студии, походы, экскурсии и паломнические поездки, спортивные соревнования, в которых участвуют целые семьи, дают не только интересный совместный досуг, но новый опыт общения, сотрудничества и взаимной помощи.
Для решения столь широкого круга вопросов необходима подготовка и работа психологов, ориентированных на приобщение людей к духовной традиции Русской Православной Церкви, опирающихся в своей профессиональной деятельности на христианское представление о человеке (христианскую антропологию), его предназначении и задачах жизни в кругу семьи.
Для эффективной работы православного психолога требуются:
— усвоение особой методологической позиции, при которой он перестает констатировать проблемы и указывать посетителям на допущенные жизненные ошибки, а становится сочувствующим и сострадающим собеседником, в присутствии и при содействии которого люди, обратившиеся за помощью, смогут преодолеть свой кризис и выработать новую, позитивную программу своей жизни;
— овладение методом «духовно-ориентированного диалога» (Т.А. Флоренская), при помощи которого происходит пробуждение духовного потенциала человеческой личности, формируется позитивный жизненный настрой, а также складывается нравственная позиция созидателя собственной судьбы, ответственного за себя и свою семью;
— умение конструировать духовно-нравственную развивающую среду, способствующую усвоению христианских семейных ценностей и доброжелательных межличностных отношений (супружеских и детско-родительских).
Православный психолог-консультант пробуждает духовное «Я» человека, содействует усвоению им христианских семейных ценностей и целей жизни. Благодаря этому человек может переосмыслить свое бытие и обустроить свою семью как «малую, домашнюю Церковь».
Говоря о системе поддержки современной семьи, можно обратиться к практическому опыту работы и многолетнего сотрудничества нескольких организаций: Православного центра «Живоносный Источник» (при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно), Царицынского комплексного центра социального обслуживания и Психологической службы «Семейное благо».
В состав коллектива «Семейное благо» входят сотрудники Царицынского комплексного центра социального обслуживания и ряд специалистов из других учреждений, имеющих базовое университетское психологическое образование, богословскую грамотность и личный опыт церковной жизни.
Коллектив психологов ведет ежедневную практическую работу с социально незащищенными категориями людей: пенсионерами, многодетными, малоимущими и неполными семьями, одинокими матерями и семьями, имеющими детей-инвалидов. Все применяемые формы работы: индивидуальные и семейные консультации, родительские семинары, тренинги для подростков, групповые коррекционно-терапевтические занятия, комплексные развивающие программы и досуговые мероприятия, — направлены на формирование духовно-нравственной зрелости личности, созидание семьи и усвоение ответственного, подлинно христианского подхода к построению супружеских взаимоотношений, рождению и воспитанию детей.
Только за два с половиной года работы на консультациях Психологической службы «Семейное благо» побывали около тысячи человек. Причем многие люди нуждаются в длительной психотерапевтической и консультационной помощи и поддержке. В большинстве случаев индивидуальный прием перерастает в семейные консультации, в которых участвуют дети, подростки, родители, бабушки и дедушки.
Психологическая помощь семье, организованная православными специалистами, представляет собой новый вид социального и миссионерского служения. До сих пор социальное служение, осуществляемой Русской Православной Церковью, касалось тех людей, которые по тем или иным причинам выпали из активного участия в жизни общества: алкоголиков, наркоманов, психически больных людей, детей-сирот, инвалидов, людей без определенного места жительства. Психологическая помощь современной семье позволяет оказывать помощь в тот благоприятный момент, когда люди еще не потеряли себя, свою семью, человеческое достоинство и активный характер своей общественной жизни. Поддержать их на данном этапе, когда можно еще помочь, — значит избавить общество от развития опасных социальных тенденций и пороков.
Комплексная система поддержки современной семьи открывает возможность совмещения профилактики неблагоприятных, кризисных явлений в жизни семьи и личности с решением проблем реабилитации людей, оказавшихся в зоне социального риска. Вместе с этим формируется представление о том, что понятие «социальная защита населения» означает не только раздачу вещевой, продуктовой или материальной помощи людям.
Целенаправленное созидание развивающей духовно-нравственной, психолого-педагогической и психотерапевтической среды открывает путь формирования здоровых межличностных отношений, позволяющих людям оказывать друг другу взаимопомощь и товарищескую поддержку.

Из доклада на конференции «Духовное здоровье семьи и личности». Публикуется в сокращении.

Ирина Мошкова
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова: психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи