выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Аналитика
Покаяние Давида. Библия Матфея Корвина. Ок. 1490 г.
ЖМП № 3 март 2012 /  7 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

50-й псалом: современный поэтический перевод с филологическими комментариями

Пятидесятый псалом входит в состав утреннего правила и молитв перед чтением канона, является частью чина исповеди. Читается на Великом повечерии, на Полунощнице, на Утрене перед каноном, является одним из трех псалмов Третьего часа. И при богослужении, и в домашней молитве пятидесятый псалом - камертон покаяния, образ покаянной молитвы.

1 Начальнику хора: псалом Давида

2 (когда пришел к нему пророк Нафан
после того, как Давид был с Вирсавией).

3 Помилуй меня, милосердный Бог,
милостивый, мои преступленья сотри!

4 Вину мою отмой, отстирай
очисть меня от греха!

5 Знаю я преступленья мои,
всегда передо мною мой грех.

6 Пред Тобой, Тобой одним, я согрешил,
у Тебя на глазах сделал зло.
Так что правдивы Твои слова,
и праведен Твой суд.

7 Едва я родился, на мне был грех,
едва мать меня зачала.

8 Правда о скрытом угодна Тебе,
Ты мне явил Твое знанье о тайном!

9 Окропи меня иссопом — и стану чист,
отмой — буду снега белей.

10 Весельем и радостью наполни мой слух —
и утешатся кости, сокрушенные Тобой!

11 Отведи Твой взор от моей вины,
и сотри все мои грехи.

12 Сотвори, Боже, чистое сердце во мне,
дух правды всели в меня вновь.

13 Не гони меня прочь от лица Твоего,
духа святого Твоего не отнимай.

14 Верни мне радость – быть спасенным Тобой,
духом благим укрепи.

15 Научу я заблудших Твоим путям,
чтобы грешные вернулись к Тебе.

16 Избавь меня от кровавой судьбы –
Боже, Боже, Спаситель мой! —
и воспоет язык мой правду Твою.

17 Разомкни, Владыка, мои уста,
и они восхвалят Тебя!

18 Не желаешь Ты, чтобы я жертву принес,
всесожженья не угодны Тебе.

19 Жертва Богу — сокрушенный дух,
сокрушенного сердца не отвергнет Бог.

* * *

20 Милостив будь, помоги Сиону,
воздвигни стены Иерусалима!

21 Тогда Тебе угодны будут праведные жертвы —
всесожжения, всецелые жертвы;
тогда быков возложат на Твой алтарь.

      ст. 1-2.
      В надписаниях псалмов, как правило, отмечается авторство, иногда (в «давидовых псалмах») — связь с каким-то эпизодом из жизни Давида, нередко — указания на напев или особенности исполнения (в 50-м псалме, однако, таких указаний нет). В ст. 2 в некоторых греческих рукописях и в церковнославянской Библии поясняется, что Вирсавия — «жена Урии».
     ст. 3
      …милосердный… милостивый… — Букв.: «…сообразно милосердию Твоему… сообразно множеству милости (любви) Твоей…»
      Помилуй… — Слово «помиловать» в современном русском языке означает почти исключительно «проявить снисхождение к преступнику». Однако употребленный здесь еврейский глагол ХАНАН имеет намного более широкий спектр значений: «быть милостивым к кому-либо», «заботиться о бедняках» (Притч 14, 31; 19, 17; 28, 8), даже «одаривать подарками» (Быт 33, 5, 11). Тема псалма — не только прощение (3-11), но и обновление: дар духа, который подается прощенному (12-15).
      ... сотри! — Глагол МАХА в древнееврейском означает «вытереть» (губы, слезы), «вымыть и вытереть» (напр. тарелку). Употреблялся он и по отношению к письменным текстам: древние чернила, нанесенные на папирус, кожу или глиняные черепки, были нестойкими и легко могли смываться водой. С образом «смываемого» текста связана характерная для Ветхого Завета метафора «стереть чье-то имя» (= уничтожить, так что и памяти не останется, как если бы не было человека). В Пс 68, 29 имена злодеев стираются (смываются) из Книги Жизни. Здесь перед нами другая метафора: «стереть (смыть) грех» (= не только простить, но сделать как бы не бывшим).
      …преступленья… — Там, где в еврейском тексте речь идет про преступление, грех или вину, в греческом тексте (а вслед за ним и в славянском) мы очень часто читаем «беззаконие». Дело в том, что в иудаизме конца I тыс. до Р.Х. (времени, когда Ветхий Завет переводился александрийскими иудеями на греческий) на первое место выходит понимание религии как Закона (так, Пятикнижие, которое по-еврейски называется «Учение Моисея», в греческом переводе начинает называться «Закон Моисея»). Поэтому понимание греха как «беззакония» — характерная черта греческой Библии.
      ст. 4
      Вину мою отмой, отстирай. — Букв. «многократно отстирай меня от моей вины»; молящийся уподобляет себя загрязненной ткани, которую предстоит отстирывать многократным полосканием и выжиманием. Славянский перевод «омый» (син. «многократно омой») смягчает резкость образа.
      ст. 5
      всегда передо мною мой грех — Еврейский синтаксис позволяет понимать эти слова и в смысле того, что «грех» предстоит перед молящимся как воспоминание, и в смысле того, что он предстоит как обвинитель.
      ст. 6
      ...пред Тобой, Тобой одним... — Тяжкий грех понимается в Библии как вина не только перед людьми, но перед Богом. Адюльтер с женой своего господина Иосиф называет грехом не перед господином, а перед Богом: Как могу я сделать такое великое зло, согрешить перед Богом? (Быт 39, 9). Давид, раскаиваясь в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве Урии, говорит: Я согрешил перед Господом (2 Цар 12, 13). Слова ...пред Тобой, Тобой одним, я согрешил... не подразумевают, однако, что кающийся не стыдится людей и не чувствует вины перед теми, кого он обидел. Скорее, они подчеркивают, что кающийся «подсуден» только Богу. Возможно, имеется в виду «Ты один знаешь мой грех».
      ст. 7
      Едва я родился, на мне был грех, едва мать меня зачала. — Букв.: «В состоянии вины я родился, в состоянии греха меня зачала моя мать» (греческий перевод, а за ним и славянский, восстанавливают «правильную» хронологически последовательность событий: сперва зачатие, потом рождение). Вопреки традиционной интерпретации, вряд ли это значит, что мать совершила грех: мысль о греховности половой любви как таковой чужда Ветхому Завету, а предположение, что псалом принадлежит человеку, родившемуся от незаконной связи, маловероятно. Скорее речь идет о том, что молящийся видит всю свою жизнь, с самого начала, как наполненную грехами и ошибками.
      ст. 8
      Этот стих — одно из самых трудных для понимания мест еврейской Псалтири. Букв. «Ты истины желаешь в заштукатуренном (?), в замурованном премудрость мне показываешь». «Заштукатуренное» и «замурованное» — очевидно, метафоры со значением «скрытое», «тайное». Ср. Иез 22, 28: «Пророки ее [Иудеи] заштукатуривают [правду] штукатуркой — видят пустое и предсказывают ложное»  (= пророки, в угоду вельможам и священникам, своими пустыми видениями и лживыми пророчествами скрывают от людей правду).
      Контекст говорит в пользу того, что под «истиной» и «премудростью» имеется в виду знание Богом жизни и скрытых проступков кающегося. Внимание к скрытым грехам видно, например, в Пс 18, 13: «От незримых (грехов) очисти меня!»
      Впрочем, многие переводчики и комментаторы считают, что речь идет об Истине и Премудрости как таковых. Такова, например, интерпретация Синодального перевода: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою)»; «заштукатуренное» и «замурованное» Синодальный перевод понимает как «сердце» и «нутро».
      Септуагинта, а вслед за ней и славянская Библия проводят границу строк иначе, чем в масоретском тексте: «Вот, истину Ты возлюбил // неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне». Однако принцип попарного параллелизма строк, характерный для Псалтири, говорит в пользу масоретского членения.
      ст. 9
      Иссоп (Origanum vulgare syriacum, душица обыкновенная) — многолетнее травянистое растение с высокими (35-60 см высотой) ветвистыми стеблями, покрытыми мягкими волосками, небольшими листьями и мелкими цветками, собранными в соцветия-метелки. Стебли иссопа, собранные в пучок, использовались в качестве кропила: для окропления кровью (в пасхальном ритуале, Исх 12), водой (при очищении осквернившихся прикосновением к трупу, Числ 19), или водой и кровью (при очищении прокаженного, Лев 14). Кающийся уподобляет здесь свою нечистоту проказе или осквернению от прикосновения к трупу (и то и другое для Ветхого Завета — высшие степени ритуальной нечистоты). Это именно сравнение, а не отсылка к деталям обряда покаяния — такого обряда в Ветхом Завете нет.
      …отмой… — Букв. «отстирай», см. комм. к ст. 4.
      ст. 10
      …кости, сокрушенные Тобой! — В еврейской поэзии слова «почки», «нутро», «кости» часто употребляются в тех оборотах, в которых мы употребили бы слово «сердце».
      В греческой и славянской Библиях: «кости смиренные». Глагол ДИККА «сокрушить, растоптать» в Септуагинте часто (10 раз) передается менее наглядным и более абстрактным «смирить».
      ст. 12
      Сотвори… — Употребленный здесь глагол БАРА отличается от всех остальных древнееврейских глаголов со значением «делать» тем, что в качестве подлежащего при нем бывает только Бог. Первоначально в этом семитском корне не было ничего «теологического» , например, в древних южноаравийских языках он значил просто «строить». Но в древнееврейском языке Библии этот глагол употребляется только тогда, когда речь идет о создании Богом чего-то нового и неслыханного — например, о сотворении мира, человека, чудищ морских, о создании Израильского народа, о Боге, творящем чудеса. Таким образом, воссоздание в кающемся «сердца чистого» уподобляется в псалме творению неба и земли, ср. Ис 65, 17 «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце».
      Эта особенность еврейского текста была потеряна в греческом и других переводах на языки, где нет такого «теологического» глагола, как еврейск. БАРА.
      ст. 12-14
      дух правды, дух святой, дух благой — Евр. РУАХ означает «дыхание», «дуновение», «ветер», «дух». Человек и живые существа живут, потому что в них есть «дух жизни» (или «дыхание жизни»). Состояние человека (мудрость, ревность, злоба) описывается как «дух» мудрости, «дух» ревности или «дух» злобы, обитающий в человеке. Источником «духа жизни», «духа мудрости» и под. является Бог. «Дух Божий» обитает в Иосифе (Быт. 41, 38), «святой дух» Бога — в Моисее (Иса 63, 11). «Дух», о котором идет речь в этих строках, приносит жизнь, добро и близость к Богу. Считать, что псалмопевец говорит здесь о Духе Божьем в новозаветном или святоотеческом понимании — как о Третьем Лице Святой Троицы — было бы несомненным анахронизмом.
      ст. 14
      …верни мне радость… — Корень ШУВ очень важен в еврейском языке: этим глаголом описывается возвращение рассеянного по миру Израиля в Иерусалим, и этим же глаголом описывается покаяние — как «возвращение» человека к его нормальному состоянию, к Богу. Греческий и славянский переводы («дай радость») утратили оттенок того, что речь идет именно о возвращении к прежней радости.
      ст. 16
      От судьбы кровавой меня избавь... — Кровь в Ветхом Завете — образ насильственной смерти. Возможны два понимания этой строки: (1) избавь меня от вины за чью-то пролитую кровь (напр. за смерть Урии-хетта, мужа Вирсавии); (2) спаси меня от того, чтобы была пролита моя кровь (т. е. от насильственной смерти). Эти понимания не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, ср. Быт. 9, 6 «Если кто прольет кровь человека, кровь убийцы другой пусть прольет. Ибо человек создан как образ Божий.»
      …Боже, Спаситель мой! — Букв. «Бог спасения моего».
      ст 18 
      Не желаешь Ты, чтобы я жертву принес… — Греческий перевод (а за ним и славянский) перефразирует: «Ибо если бы Ты захотел жертвы, я принес бы». Параллелизм строк говорит в пользу масоретского чтения.
      ст. 19
      …сокрушенного... — В оригинале два синонимичных прилагательных: «сокрушенный» и «сломленный».
      ст. 20
      … стены Иерусалима воздвигни! — Греческий перевод (а за ним и славянский) перефразирует: «да будут построены стены Иерусалима».
      Прошение о строительстве Иерусалимских стен переносит нас в персидскую эпоху, когда Иерусалим, разрушенный Навуходоносором, снова стал обитаемым, но евреям пришлось ждать многие десятилетия, прежде чем городские стены были восстановлены (см. рассказ о строительстве стен Иерусалима в Неем 1-5).
      Это прошение об Иерусалиме (стихи 20-21) резко контрастирует с предшествующим текстом, где в центре внимания — кающийся человек. Многие комментаторы считают стихи 20-21 более поздним добавлением к основному тексту покаянного псалма. Впрочем, переход от индивидуального предстояния пред Богом к молитве за весь народ характерен для завершающих стихов целого ряда псалмов (ср. Пс 3, 9; Пс 13, 7 и др.).
      ст. 21
      праведные жертвы — В детально разработанной классификации жертвоприношений, которую мы видим в Пятикнижии, такого термина нет, и трудно понять, какая культовая реалия стоит за ним. Возможно, речь идет просто о «положенных жертвах» или о «правильно принесенных жертвах».
      всецелые жертвы — По-видимому, это древний синоним к слову «всесожжение».  
      Этот стих словно бы призван скорректировать ст. 18; даже лексика повторяется: «жертвы», «всесожженье», «угодны». Он говорит нам, что ситуация, описанная в ст. 18 — неугодность жертв Богу — исправится, как только жизнь Иерусалима войдет в свое русло.
      Стихи 20-21 (независимо от того, написаны ли они той же рукой, что и остальной псалом, или представляют собой позднейшее дополнение) проводят параллель между судьбой кающегося индивида и судьбой народа. Ведь разрушение Иерусалима в Ветхом Завете воспринимается как кара за грех, а восстановление города и богослужения — как результат покаяния. Можно сказать, что в завершающих стихах псалма лирический герой ст 3-19 переинтерпретируется уже не как Давид, а как кающийся Израиль.

7 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: Библия, молитва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи